Новое
Популярное
«Если встречный человек для тебя плох, то ты заслужил его плохим» – А. А. Ухтомский о Двойнике и Собеседнике
Мой главный интерес издавна в том, как конструируется человеческий опыт, т. е. как это происходит, что приблизительно в одних и тех же данных внешнего мира Дмитрий Карамазов строит совсем другое миропредставление, чем его отец Федор, чем старец Зосима, чем Мармеладов или чем братья — Иван и Алексей. Дело в том, что мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами. Каждый видит в мире и людях то, чего искал и заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. Это, можно сказать, «закон заслуженного собеседника». [...]
Платон о людях справедливых и жалких
— Есть ли у души какое-либо назначение, которое нельзя выполнить решительно ничем другим из существующего, — например заботиться, управлять, советоваться и тому подобное? Есть ли что-нибудь другое, кроме души, к чему мы с полным правом могли бы все это отнести и сказать, что это его дело? — Другого такого нет ничего. — Опять-таки — жизнь: признаем ли мы, что это дело души? — Безусловно. — Стало быть, мы признаем, что у души есть какое-то пр...
Иоганн Фихте о свободе, правах и государственной власти
a) Именно закон права говорит только, что каждый должен ограничить свою свободу правами других, однако не определяет, как далеко должны простираться права каждого и на какие объекты они должны распространяться. Это должно быть заявлено прямо и заявлено так, чтобы заявления всех были согласны между собой. Каждый должен сказать всем: я хочу жить на этом месте в пространстве и обладать как своим тем и этим; и все должны ответить на это: да, ты можешь жить здесь и обладать этим. Дальнейшее исследование этого акта дает первый отдел учения о государственном праве, о государственно-гражданском догово...
Джон Стюарт Милль о подходах к исследованиям у мужчин и у женщин
Но глядя на женщинъ такихъ, какими ихъ показываетъ намъ опытъ, можно о нихъ сказать съ большей достовѣрностью, нежели какой обыкновенно отличаются всякiя обобщенiя, что ихъ наклонности и способности вообще тянуть ихъ къ практической сторонѣ жизни. Это наблюденiе вполнѣ согласуется со всѣмъ, что представляетъ намъ исторiя извѣстныхъ женщинъ въ прошедшемъ и настоящемъ и точно также подтверждается ежедневнымъ будничнымъ опытомъ. Разберемъ поподробнѣе свойства умственныхъ способностей, наиболѣе характеризующихъ даровитую женщину.Джон Стюарт Милль (1806-1873) ...
Как сделать то, чего делать нельзя? Сергей Резников о социальных запретах
Можно ли девушке фотографироваться в купальнике? Вроде бы да. А если девушка – педагог? Реальный пример показал, что за такое фото можно потерять работу… Это пример СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРЕТА и реакции социума на его нарушение. Почему важно говорить о запретах? Знала ли девушка, делая безобидное для большинства других контекстов фото, что за ним последует такая реакция? А если бы знала – могла ли что-то предпринять, чтобы «‎сгладить» негативные последствия своих действий?  Этот пример ...
«Давайте скажем честно, я просто корова», или как общество влияет на девочек-подростков
Я обнаружила, что девушки находятся во власти сложных и глубоких чувств. Они ощущают, что кому-то что-то должны, и чувствуют отчуждение, они любят кого-то и приходят в ярость, они близки с кем-то и при этом держат дистанцию, и все это одновременно и по отношению к одним и тем же людям. Создавалось впечатление, что симптомы моих пациенток были обусловлены их возрастом и похожими жизненными ситуациями, в которых они оказались. Некоторые моменты, например обеспокоенность по поводу собственного веса, страх, что тебя отвергнут, и потребность в совершенстве, казались последствиями ожиданий общества ...
Тамара Эйдельман: «Если вдуматься, то мы все мигранты или потомки мигрантов»
Если вдуматься, то мы все мигранты или потомки мигрантов. Мигрантами стали все люди в тот момент, когда homo sapiens вышли из Африки и начали расселяться по земному шару. Мигрантами были предки нынешних жителей Москвы, Лондона, Парижа или Рима, когда они покидали деревни и переселялись в бурно разраставшиеся города. Миграция всегда была непростым делом – она была связана со столкновениями, взаимным непониманием, конфликтами. Знаменитый актер Бенедикт Камбербэтч после исполнения «Гамлета» призвал своих многочисленных зрителей (а трансляцию смотрели люди по...
Альберт Швейцер: национализм, культура и история
В своей жажде постоянно переживать и осознавать исторический процесс нашего становления мы подменяем нормальные отношения к прошлому надуманными. Стремясь внушить себе, что в прошлом заключено все ныне сущее, мы злоупотребляем этим прошлым ради того, чтобы вывести из него и обосновать им наши требования, мнения, чувства и страсти. На глазах у нашей историографической учености появляется надуманная история для народного употребления, в которой деловито обосновываются национальные и религиозные предрассудки. Наши школьные учебники по истории – рассадники исторической лжи.
Альберт Швейцер: упадок культуры как причина мировой войны
Теперь они ведут борьбу за существование, будучи лишены более или менее нормальных условий, когда каждый, идет ли речь о борьбе с природой или о конкуренции людей, может пробить себе дорогу благодаря своим способностям. Напротив, они считают, что необходимо объединиться и образовать таким образом силу, способную добиться лучших условий существования. В итоге складывается психология несвободных людей, в которой идеалы культуры уже не выступают в необходимой чистоте, а искажаются интересами борьбы. До известной степени все мы являемся в современных условиях...
Право на оружие – свобода или риск?
Как уже отмечалось выше, насилие наиболее вероятно тогда, когда возбудители агрессии «выбивают пробку», высвобождая сдерживаемый до того гнев. Известно, что одним из таких возбудителей является вид огнестрельного оружия; сказанное в первую очередь относится к ситуациям, в которых оно воспринимается скорее не как символ хобби своего хозяина, а как инструмент насилия (Berkowitz, 1968; 1981; 1995). В ходе одного эксперимента выяснилось, что после игры с игрушечными пистолетами и автоматами дети чаще разрушали то, что их товарищи успевали построить из конструктора. В другом эксперименте разгневанн...
Макс Борн: Может ли этика спасти человеческую цивилизацию?
Несмотря на всю мою любовь к научной работе, результаты моих размышлений оказались угнетающими. Эту обширную тему не уложишь в несколько строчек. Однако очерк моей жизни был бы неполным, если бы я не дал хотя бы намек на то, к чему я пришел.  Теперь мне представляется, что попытка природы создать на этой земле мыслящее животное вполне может кончиться ничем. Доводом в пользу такого заключения служит не только большая и всевозрастающая вероятность развязывания ядерной войны с уничтожением всей жизни на земле. Если даже такую катастрофу удастся предотвратить...
П. Л. Капица о том, как предотвратить ядерную войну
ЗАДАЧА ВСЕГО ПЕРЕДОВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ПОЛЕМИКА С Б. РАССЕЛОМ) Пётр Леонидович КАПИЦА Статья опубликована в журнале «Новое время», сентябрь 1956 года. Военные эксперты считают, что урон, который наносит взрыв термоядерной бомбы, количественно настолько больше, чем от всех прежних орудий разрушения, что атомная война приобретает качественно новый облик.Пётр Леонидович Капица (1894-1984) Совершенно несомненно, если возникнет атомная война, то урон и несчастья, ко...