Новое
Популярное
Дэвид Юм: Философия. Сущность красоты и безобразия
Будем ли мы рассматривать свое тело как часть самих себя или же примкнем к тем философам, которые считают его чем-то внешним по отношению к нам, все же нужно будет признать, что оно достаточно тесно с нами связано, чтобы образовать одно из тех двух отношений, которые я признал необходимыми для возбуждения гордости и униженности. Поэтому едва лишь второе отношение — между впечатлениями — присоединится к первому отношению — между идеями, мы с уверенностью можем ожидать возникновения того или другого из этих аффектов в зависимости от приятности или неприятности впечатления. Но всякого рода красот...
Эссе «К ПОСТИЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО И ГУМАННОГО»
Quo vadis? Куда идешь?  Вопрос этот, обращенный к современному человеку и человечеству, является основным, главным вопросом жизни и смерти. Он, с одной стороны, фиксирует цели исторического прогресса человечества по пути разума и гуманности, с другой — угрозы и альтернативы цивилизации глобального масштаба и характера. Как избежать опасности термоядерной катастрофы, решить экологическую, энергетическую, продовольственную, демографическую и другие проблемы, выросшие до масштабов общечеловеческих, общепланетарных, глоб...
О различии априорного и эмпирического знания — Иммануил Кант
Без сомнения, всякое наше знание начинается с опыта; ибо чем же пробуждалась бы к деятельности способность познания, если не предметами, которые действуют на наши чувства и отчасти сами производят представления, отчасти побуждают деятельность нашего рассудка сравнивать их, сочетать или разделять и таким образом перерабатывать грубый материал чувственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом? Следовательно, во времени никакое познание не предшествует опыту, оно всегда начинается с опыта.  Но хотя всякое наше знание начинается с опыта, из этог...
Рене Декарт: критика логики Аристотеля
Критикуя старую (аристотелевскую) логику, Декарт писал: «Я заметил, что в логике ее силлогизмы и большинство других ее предписаний служат более к тому, чтобы изъяснять другому то, что нам известно, или даже, как искусство Луллия, чтобы говорить без собственного рассуждения о том, чего не знаешь, а не к тому, чтобы что-либо изучать. Правда, логика содержит немало правил, очень верных и очень хороших, но к ним привешено столько вредных и излишних, что разделить их столь же почти трудно, как вызвать Диану или Минерву из необделанного еще куска мрамора». Логи...
Советская философия и ее представители: Мамардашвили, Ильенков, Левада, Ракитов и другие
Условия работы в так называемых научных философских институтах были невероятными для западного учёного: всего один или два «присутственных» дня, три дня «библиотечных», когда предполагалось посещение библиотек; два законных выходных, и норма выработки — два печатных листа в год, одна опубликованная работа.  Причём, заметим, речь идёт не о физиках и математиках, для коих два печатных листа (50 страниц машинописного текста) — это объём, на котором может уместиться теория относительности.  Речь идёт о «культурологах» — ...
Эстетика второй половины XIX века: Шопенгауэр, Вагнер, Ницше
Философско-эстетическая мысль второй половины XIX в. в Германии оказалась весьма противоречивой. В немецкой эстетике были сильны кантианские, гегелевские и фейербаховские традиции, с 40-х годов формируется марксистская эстетическая концепция, складываются эстетические теории, примыкающие к позитивизму (психологическая эстетика, «практическая эстетика») и т. д. Однако особой популярностью в среде западноевропейской интеллигенции пользовались теории Артура Шопенгауэра (1788-1860).  После революционных событий 1848 г. Ш...
4 типа ложных умозаключений по Джону Стюарту Миллю
§2. Переходя к рассмотрению тех случаев, в которых умозаключения имеют надлежащую силу и значение, мы укажем сначала несколько таких, в которых имеется лишь видимость умозаключений, а не настоящие умозаключения; их надо отметить, главным образом, для того чтобы не смешивать их с собственно так называемыми, или истинными умозаключениями.  В них тоже, по-видимому, одно предложение выводится из другого; но при анализе второе оказывается просто повторением того же самого или части того же самого утверждения, какое заключалось в первом. Сюда относятся все те с...
27 страхов личности, препятствующих Творчеству
Дайте мне перечислить лишь несколько из множества страхов, которые могут мешать Вам жить творческой жизнью. Опыт онлайн-курса VIKENT.RU доказал: лучше всего страхи лечатся личными Достижениями Слушателей. Более 30-ти материалов VIKENT.RU о барьерах, воздвигаемых перед одарёнными девушками / женщинами.
Права женщин, права человека и уровень интеллекта
Тем, которые, утверждая, что права женщин не могут быть равны правам мужчин, основываются на душевном превосходстве мужчин, можно возражать различными путями. Прежде всего, можно оспаривать самый факт этого превосходства. Защитник женщин может привести много примеров, где женщины приобрели обширную известность своей деятельностью на поприще политики, наук, литературы и искусств; мир имел множество королев, отлучавшихся столько же своим могуществом, сколько и своей проницательностью.[...] Женщины всегда были, да и в настоящее время поставлены в невыгодное ...
Г. Гегель — о гениях, талантах и вдохновении
Различные аспекты художественной деятельности мы можем рассмотреть с трех точек зрения: 1. ФАНТАЗИЯ, ГЕНИЙ И ВДОХНОВЕНИЕ При рассмотрении первого вопроса следует сразу же точно определить, что такое художественный гений. Слово «гений» представляет собой совершенно общее обозначение, употребляемое не только по отношению к художникам, но и по отношению к великим полководцам и королям, а также героям науки. И здесь мы можем более определенно разграничить три стороны. А) ФАНТАЗИЯ
Причины и действия по Дэвиду Юму
Так как все объекты могут стать причинами или действиями друг друга, то не мешает установить некоторые общие правила, при помощи которых мы могли бы распознавать, когда они действительно оказываются таковыми. 1. Причина и действие должны быть смежными друг другу в пространстве и времени. 2. Причина должна предшествовать действию. 3. Между причиной и действием должна быть постоянная связь. Это качество главным образом и конституирует отношение.
Закон трех стадий Огюста Конта
Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые должны неизбежно пройти, последовательно три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями — теологическая метафизическая и научная, — по крайней мере для тех которые хорошо поймут их истинный общий смысл. Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая — представляет собой в действительности только видоизменение разрушительно...