Новое
Популярное
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Цивилизованный человек отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, если применить немного более широкий термин, предусмотрительностью. Цивилизованный человек готов ради будущих удовольствий перенести страдания в настоящем, даже если эти удовольствия довольно отдаленны. Эта привычка становится важной с возникновением земледелия. Ни животное, ни дикарь не стали бы трудиться весной ради того, чтобы обеспечить себя пищей на следующую зиму, если не считать немногие чисто инстинктивные формы деятельности, вроде собирания меда пчелами или заготовки орехов белками. Но и в этих случаях нет...
Фундаментальный конфликт благоразумия и страсти по Бертрану Расселу
Цивилизация подчиняет себе импульсы не только через предусмотрительность, которая представляет собой самоуправляющийся контроль, но также через законы, обычаи и религию. Этот контроль заимствован еще от варварства, но цивилизация делает его менее инстинктивным и более систематичным. Определенные действия квалифицируются как преступные и наказываются, другие определенные действия, хотя и не преследуются по закону, квалифицируются как безнравственные, и те, кто их совершает, подвергаются общественному осуждению. Институт частной собственности влечет за собой подчиненное положение женщины и, как ...
Ложная самоуверенность может роковым образом ввести в заблуждение
Философия для Платона – это некоторого рода созерцание, «созерцание истины». Оно не является чисто интеллектуальным; это не просто мудрость, но любовь к мудрости. «Интеллектуальная любовь к Богу» Спинозы представляет собой почти тот же самый тесный союз мысли и чувства. Каждый, кто занимался каким-либо видом творческого труда, находился в большей или меньшей степени в таком состоянии духа, когда после продолжительного труда истина или прекрасное представляется или кажется, что представляется, во внезапном озарении, это может произойти в отношении к какому-нибудь незначительному вопросу или в о...
Если факты не доказаны, а лишь принимаются за истинные
[Лейбниц – о положении Декарта, что выводимое знание должно строиться исключительно от установленной без сомнения, т.е. доказанной, истины – прим. Р. Зайруллина, нашедшего эту цитату.] Во всяком случае, я не хочу упрекать Евклида за то, что он принимает некоторые положения без доказательства, ибо благодаря ему мы, во всяком случае допустив лишь несколько гипотез, знаем, что все остальное надежно опирается на них и равно им по достоверности; если бы Декарт и другие философы сделали нечто подобное, мы бы сейчас не испытывали трудностей. Да и скептики должны...
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Co стороны отдельного лица, осмелившегося не согласиться в чем-либо с толпой, она не выносит ни противоречия, ни сопротивления: под страхом наказания она принуждает его кричать вместе с собой: «ѵiѵе» и «а la bas», заставляет идти туда, куда сама идет, делать то, что сама делает. Но в виду вооруженной силы она робеет и при первом же выстреле разбегается, так как каждый из составляющих ее членов тотчас же теряет горделивое сознание хотя бы временного могущества и эфемерного величия, которые за минуту перед тем его опьяняли. Подобными резкими преемственными взрывами столь противоположных чувствов...
Иммануил Кант о моде, тщеславии и законах подражания
Естественна склонность человека сравнивать себя в своем поведении с кем-нибудь более авторитетным (ребенок со взрослым, простые люди с более знатными) и подражать его манерам. Закон этого подражания — [стремление] казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, при чем не принимается во внимание какая-либо польза, — называется модой. Иммануил Кант (1724 – 1804) – один из самых влиятельных мыслителей в истории науки. Главный труд – «Критика чистого разума» Мода, следовательно, относится к рубрике тщеславия, так как в [ее] цели нет внутренней це...
Как знаки заменяют слова и определения: размышления Лейбница
Всякое человеческое рассуждение совершенствуется применением некоторого рода знаков, или характеров [здесь – синоним «‎символ», не имеет отношения к понятию «‎характер» как к проявлению свойства – прим. Романа Зайруллина, нашедшего данный фрагмент]. Ибо не только сами вещи, но даже и идеи вещей нельзя, да и нет нужды постоянно отчетливо обозревать умом, а поэтому, ради краткости, для их выражения употребляются знаки. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – философ, логик и математик, одна из ключевых персон в истории науки. Ведь если бы геометр всякий р...
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
§250. Здесь мы займемся только законом, регулирующим отношения между взрослыми. Выраженный в этических терминах, он гласит, что каждый индивид должен нести последствия своего собственного поведения. Во всей под-человеческой жизни этот принцип под-человеческой справедливости господствует безгранично. §251. Но под-человеческая справедливость крайне несовершенна, как в общем, так и в частном. В общем она несовершенна в том отношении, что существуют многочисленные виды, поддержание которых основано на массовом истреблении других видов; в частном она крайне не...
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Если мы примем, что предложение: «герцог Веллингтон смертен» выводится непосредственно из предложения: «все люди смертны», то откуда же получили мы знание этой общей истины? Конечно, из наблюдения.  Но наблюдению доступны только индивидуальные случаи. Из них должны быть выведены все общие истины; на них же эти последние и обратно могут быть разложены, так как общие истины представляют собой только совокупность частных; это — только сокращенные выражения, утверждающие или отрицающие неопределенное число индивидуальных фактов. Но общее предложение есть не п...
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Исключая войну, действительность Спарты никогда не была точно такой, как ее теория. Геродот, живший в период величия Спарты, с удивлением отмечает, что ни один спартанец не мог устоять перед взяткой. Это происходило, несмотря на тот факт, что презрение к богатству и любовь к простоте жизни были одним из основных правил, внушавшихся в спартанском воспитании. Нам говорят, что спартанские женщины были целомудренными, однако несколько раз случалось, что предполагаемый наследник царя отвергался на том основании, что он не был сыном мужа его матери. Нам говорят, что спартанцы были непоколебимыми пат...
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше. Но тщетно. Поэтому мысль не в состоянии охватить предел и конец мира, но всегда как бы по необходимости представляет что-либо существующим еще далее. Невозможно также мыслить, как вечность дошла до сегодняшнего дня. Ибо обычное мнение, различающее бесконечность в прошлом и бесконечность в будущем, никоим образом не состоятельно, так как отсюда следовало бы, что одна бесконечность больше другой и что бесконечность сокращается и склоняется к конечному. Из того же бессилия мысли проистекает ухищр...
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Я думаю, что обычно бывает только три центральных момента в научном исследовании некоторой области фактов; их невозможно резко отделить друг от друга, а иногда они вообще неразрывны.  Прежде всего имеется класс фактов, которые, как об этом свидетельствует парадигма, особенно показательны для вскрытия сути вещей. Используя эти факты для решения проблем, парадигма порождает тенденцию к их уточнению и к их распознаванию во все более широком круге ситуаций. В различные периоды такого рода значительные фактические уточнения заключались в следующем: в астрономи...
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гений — это талант (дар природы), который дает искусству правила. Поскольку талант как прирожденная продуктивная способность художника сама принадлежит природе, то можно выразить эту мысль и таким образом: гений — врожденная способность души (ingenium), посредством которой природа дает искусству правила. Как бы ни обстояло дело с этой дефиницией, произвольна ли она или соответствует понятию, которое привыкли связывать со словом «гений» (что будет рассмотрено в последующем параграфе), уже заранее можно считать доказанным, что по принятому здесь значению сл...
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Согласно вышеизложенной доктрине, нет таких объектов, которые мы могли бы при помощи простого их рассмотрения, не прибегая к опыту, определить как причины других объектов; но нет и таких, которые мы точно так же могли бы с достоверностью определить как не являющиеся причинами других объектов. Что угодно может произвести что угодно. Творение, уничтожение, движение, разум, желание все это может произойти как друг от друга, так и от всякого другого доступного воображению объекта. Да это и не покажется нам странным, если мы сравним два вышеобъясненных принципа, согласно которым причинность определ...
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Слово отношение обычно употребляется в двух смыслах, значительно различающихся друг от друга. Им обозначается или то качество, посредством которого две идеи связываются в воображении, причем одна из них естественно вызывает за собой другую, как это было объяснено выше, или то особое обстоятельство, в связи с которым мы находим нужным сравнивать две идеи даже при их произвольном соединении в воображении. В обыденной речи слово отношение всегда употребляется нами в первом смысле; лишь в философии мы расширяем смысл этого слова, обозначая им любой предмет сравнения и при отсутствии связывающего п...
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Есть даже страны, как, например, Верхний Пфальц, Верхняя Бавария, где население почти исключительно католическое (92-96%!)(MISSING) и где все-таки приходится 309 и 423 случая самоубийства среди протестантов на 100 самоубийц-католиков. Соотношение это поднимается даже до 528%!в(MISSING) Нижней Баварии, где не насчитывается и одного протестанта на 100 жителей. Поэтому если в таком значительном колебании числа самоубийств, представляемом двумя данными религиями, и играют некоторую роль неизбежная осторожность и осмотрительность, присущие меньшинству, то в главной своей части это различие вызвано ...
Курт Левин о том, как передать человеку новую систему ценностей
СОЗДАНИЕ ИН-ГРУППЫ И ПРИНЯТИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ Одно из самых эффективных средств, используемых на современном этапе для обеспечения принятия новых ценностей в процессе переобучения, речь о котором шла выше, это создание того, что принято называть «ин-группой», то есть группой, к которой данный человек ощущает свою принадлежность. 10. Человек принимает новую систему убеждений и ценностей вследствие принятия принадлежности к группе. Оллпорт предлагает этот тезис в качестве ...
Культура как фактор развития науки
Как известно, развитие науки заключается в нахождении новых явлений природы и в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это осуществляется благодаря тому, что находят новые методы исследования. Создание чего-либо нового, до этого не существовавшего, мы относим к творческой деятельности человека, и это признается наиболее высокой духовной деятельностью людей. Одаренность к творческой деятельности и определяет талантливость человека, и не только как ученого, но также писателя, художника, музыканта и даже полководца и государственного деятеля.
Как анонимность пробуждает в нас самое злое и причем тут когнитивный диссонанс
Анонимность и деиндивидуация. Влияние ситуационных сил в виде правил и ролей возрастает, когда используются униформа, костюмы и маски — все это маскирует обычную внешность, что, в свою очередь, способствует анонимности и уменьшает личную ответственность. Когда люди, оказавшись в какой-то ситуации, ощущают свою анонимность, как будто никто не знает, кто они такие на самом деле (и поэтому не заботятся о последствиях своих действий), их проще вовлечь в антиобщественные действия. Это проявляется особенно ярко, если ситуация позволяет следовать собственным импульсам или же выполнять приказы или пра...
Как работают аргументы в пропаганде
Односторонность и многосторонность аргументации При построении аргументации важное значение приобретает вопрос: следует ли оперировать только односторонними аргументами или же приводить двустороннюю аргументацию с представлением контраргументов? Эта проблема исследовалась группой американских психологов 1. Двум группам испытуемых, по 214 солдат в каждой, и одной контрольной группе, насчитывающей 197 солдат, предложили вопрос, связанный с окончанием войны с Японией. Установки по этому вопросу фиксировались до эксперимента и сразу после него. В одной экспер...
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Односторонность и многосторонность аргументации При построении аргументации важное значение приобретает вопрос: следует ли оперировать только односторонними аргументами или же приводить двустороннюю аргументацию с представлением контраргументов? Эта проблема исследовалась группой американских психологов. Двум группам испытуемых, по 214 солдат в каждой, и одной контрольной группе, насчитывающей 197 солдат, предложили вопрос, связанный с окончанием войны с Японией. Установки по этому вопросу фиксировались до эксперимента и сразу после него. В одной эксперим...
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Я старался подробно раскрыть сущность революций в науке на иллюстрациях. [...] Но, очевидно, многие из них, которые были сознательно отобраны в силу их общеиз­вестности, обычно рассматривались не как революции, а как дополнения к существующему уже научному знанию. [...] Я предпо­лагаю, что есть в высшей степени веские основания, в силу которых революции оказываются почти невидимыми. И уче­ный, и дилетант заимствуют множество своих представлений о творческой научной деятельности из авторитетного источ­ника, который систематически маскирует (отчасти в силу важ­ных функциональных оснований) сущес...
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
2. Одним из главных следствий множественности причин является недостоверность первого из индуктивных методов метода сходства. Для пояснения этого метода мы предполагали наличие двух случаев: ABC, за которым следует abc, и ADE, за которым следует ade. На основании таких случаев можно было бы, по-видимому, заключить, что А есть неизменно предыдущее а и даже что оно есть безусловное, неизменное предыдущее, т. е. причина. Но для этого мы должны были бы быть уверены в том, что нет никакого другого общего обоим случаям предыдущего. Чтобы устранить это затруднение, предположим, что положительно устан...
Листовки рабочих движений в России в начале XX века
Третий раздел «‎Хроники» включает структурированную информацию о содержании листовок, обращенных к рабочим или ко всему трудящемуся населению, в котором рабочие представлены как особая социальная группа. Это сделано путем аннотаций более 4,5 тысячи листовок, как особого вида агитационной литературы, изданной и распространенной в 1895–1904 гг. в России партийными и рабочими организациями в основном на русском, а также на еврейском, украинском, грузинском, латышском, литовском, польском, немецком языках. Листовки часто распечатывались в России и за рубежом типографским способом, но во многих слу...