Новое
Популярное
Когда и как в искусстве фотографии появилась «моментальность»?
Между 1851 и 1880 годами в фотографии не произошло технической революции, но некоторые изыскания уже подготавливали ее, а с другой стороны, ранее известные процессы были доведены до совершенства. В частности, около 1860 года успех моментальных съемок, превратившихся в сложную, но часто осуществляемую фотографами операцию, перестал зависеть от случайных обстоятельств. Для получения относительно моментального снимка все еще требовалось около секунды, которой было достаточно для того, чтобы модель застыла в каком-либо положении. Благодаря этому стало понятно, что любое движение, как бы быстро оно...
Стиль как категория эстетики: что это такое и для чего он нужен?
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МНОГОПЛАНОВОСТЬ СТИЛЯ Каково же поле функционирования стиля? От ответа на этот вопрос зависит понимание его социально-эстетической природы. 1. Стиль — фактор творческого процесса, ориентирующий художника по отношению к миру, обеспечивающий переработку многообразных впечатлений бытия в единую художественную систему, освоение мира не эклектически, не мозаично, а целостно. 2. Стиль — фактор социального бытия произведения, осуществление ориентации художника по отношен...
Как искусство двигает научно-технический прогресс?
Уже в 1920-е годы советское искусство развивалось и утверждало свои гуманистические и реалистические принципы в борьбе, в частности, с разного рода «утилитаристами» и «производственниками», которые предлагали заменить литературу хроникальными очерками, театр — массовыми зрелищами, художественное кино — документальным, симфоническую музыку — песнями и маршами, живопись — фотографией, изобразительное искусство в целом — производством полезных вещей. Подобные теории основывались на псевдопротиворечии, которое возникает лишь там, где между развитием искусства и техники становятся извращенные, анти...
Как в будущем будут взаимодействовать разные направления искусства?
Эстетические потребности стимулируют развитие техники и средств массовой коммуникации. Телевидение, например, возникло из потребности сиюминутно, документально-наглядно, адекватно передать и идеологически нацеленно художественно обработать и истолковать информацию о современной жизни. Телевидение удовлетворяет многие социальные потребности, однако, несмотря на совершенствование телевизионного изображения (рост четкости и величины кадра, появление и улучшение цвета), современное техническое состояние светящегося экрана еще не полно удовлетворяет тем запросам, которые были его порождающим стимул...
Теоретические работы Казимира Малевича
Некоторые исследователи считают, что теоретические работы Малевича не имеют особой ценности, так как не отличаются строгостью изложения, и вообще — рисовал бы лучше, чем марать бумагу абстрактными декларациями. Они считают, что медвежью услугу оказал Малевичу Пуни, нагрянувши в мастерскую накануне выставки и заставив Малевича, чтобы застолбить супрематизм, заняться несвойственным ему теоретизированием. Дескать, с этого и пошла несчастная страсть нашего героя к косноязычной философской графомании. А потом её подогрел философ Гершензон, ободрив Малевича описывать свой мистический опыт в тяжелове...
Современный гиперреализм как направление в живописи
Гиперреализм (греч. huper — над, сверх) возник в середине 60-х годов как одно из художественных направлений, настаивающих на своей «реалистической» природе. Правда, прилагательные, сопровождающие слово «реализм», варьируются: помимо «гипер» его называют «новый», «радикальный», «фото», «резкофокусный», «холодный». Гиперреализм оперирует банальными сюжетами, его образы подчеркнуто «объективны», часто основываются на сильно увеличенной фотографии. Благодаря этому направлению художники возвращаются к привычным формам и средствам изобразительного искусства, в ...
Саморазрушающееся искусство — феномены постмодернизма
Саморазрушаюшееся искусство — один из странных феноменов модернизма. Картины, написанные выцветающей краской на глазах у зрителей... Огромное восемнадцатиколесное движущееся сооружение типа кинетической скульптуры, выкатывающееся на площадь и на глазах изумленной публики взрывающееся так, что все колеса катятся в разные стороны... Книга «Ничто», выпушенная в США в 1975 г. и переизданная в Англии. В этой книге 192 страницы, и ни на одной нет ни строчки. Автор ее утверждает, что он выразил мысль: мне нечего вам сказать. Все это шедевры саморазрушаюшегося искусства. Оно имеет свое выражение и в м...
3 цели в искусстве по Г. Гегелю
Поставим теперь вопрос, какой интерес руководит человеком, какую цель он ставит себе, создавая это содержание в форме художественных произведений? Это — третья точка зрения, с которой мы предполагали подойти к художественному произведению, и тщательное рассмотрение этого пункта приведет нас к истинному понятию самого искусства. Обратившись к ходячим представлениям относительно этого пункта, мы сразу же наталкиваемся на А) ПРИНЦИП ПОДРАЖАНИЯ ПРИРОДЕ. Согласно этому воззрению, гла...
Хэппенинг — направление в искусстве XX века
ХЭППЕНИНГ: СВОЕВОЛЬНАЯ, АНАРХИЧЕСКИ «СВОБОДНАЯ», МАНИПУЛИРУЕМАЯ ЛИЧНОСТЬ В ХАОТИЧНОМ МИРЕ «СЛУЧАЙНЫХ» СОБЫТИЙ Хэппенинг возник в конце 50-х годов, а в конце 60-х являлся одним из самых популярных видов современной художественной культуры на Западе. Как и поп-арт, хэппенинг зародился в США и вскоре перекочевал в Европу и Азию. Само слово «хэппенинг» означает «происходящее», «случающееся», непреднамеренное происшествие или событие. На самом же деле хэппенинг — представление, заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу. Подчиняясь и...
Графический стиль: эволюция от XIX века до наших дней
Начиная с викторианской эпохи и по наши дни графический дизайн был обязан служить разным хозяевам (в культурном и экономическом смыслах), соответственно, существовало множество путей эволюции графических стилей. Одни возникли на основе эстетических предпосылок (как ар-нуво), другие — под влиянием политической ситуации (например, дадаизм). Какие-то появились, поскольку возник спрос на корпоративную идентификацию (швейцарский «интернациональный» стиль), какие-то сформировались вследствие коммерческой надобности (постмодернизм), какие-то были выстроены на философских и нравственных основаниях (Ба...
Как снять фильм? Секреты съемки немого кино
Кто видел в свое время старые картины «Гомон» или «Патэ», наверное, помнит фабричную марку, помещавшуюся и нижнем правом углу кадра (у «Патэ» — петух, у «Гомон» — розетка с буквами «Л. Г.» в середине). Маленький плакат с изображением марки приклеивался к нижнему правому углу декорации, и мы обязаны были взять его в кадр. Это служило доказательством того, что негатив принадлежит данной фирме, и являлось своего рода гарантией, что негатив не украдут. Съемочный аппарат ставился так, чтобы вся декорация была в кадре. Актеры снимались всегда во весь рост, круп...
Как человек воспринимает величину формы?
VI. О ВЕЛИЧИНЕ Формы больших размеров, даже неприятные по своим очертаниям, в силу своей величины все же привлекают к себе ваше внимание и вызывают наше восхищение. Огромные бесформенные скалы таят в себе устрашающую прелесть, а обширный океан внушает трепет своей необъятностью. Но когда глазу предстают красивые формы огромных размеров, то наше сознание испытывает удовольствие и страх переходит в чувство благоговения. Как торжественны и красивы рощи высоких деревьев, большие цер...