5 принципов работы над текстом

В работе над текстом — художественным, научным, научно-популярным или даже для заметки в блог — можно выделить три слоя. 

Первый слой — идея. Авторская концепция, выбор темы, композиции, жанра. На этом слое автор решает, что и каким образом он хочет рассказать своему читателю.  

Второй слой — литературный. Здесь идея получает свою обличие, непосредственно текст. Отсылая к книге А. Романова «PROискусство без души», мы можем назвать этот слой «преобразованием материала». 

И также существует третий слой — ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ, или как автор работает над текстом, как он организует свою работу. 

В этой статье авторы книги «Найти слова для сильной идеи» рассказывают об общих принципах работы автора над литературным текстом

Принцип 1. Методичность

Методичность означает последовательность, склонность следовать установленному плану. 

Приоритет методичности означает, что автор неукоснительно следует рекомендациям, которые ему предлагают редакторы, коллеги, специалисты — те, чьему авторитету он доверяет.

В книге «Найти слова для сильной идеи» мы даем множество рекомендаций, касающихся организации работы, написания текста, его редактуры. Мы попытались превратить работу с текстом в пошаговую процедуру. 

Нельзя сказать «алгоритм», потому что алгоритм подразумевает систему точно заданных действий, которые обязательно нужно выполнять. Книга же исходит из того, что уровень владения текстом бывает разным. Соответственно, и проблемы могут возникать разные. Некоторые шаги можно пропустить, в некоторых придется «‎покопаться». Тем не менее, переходя от шага к шагу, автор сначала знакомится с ним и только потом решает, выполнять предложенные рекомендации или нет. 

Как показывает практика, авторы, не работающие «‎методично» (даже в рамках собственного плана), часто становятся жертвой саморефлексии. Вместо того, чтобы выстраивать текст пошагово, они буквально начинают «слишком много думать». Последовательную работу он заменяют размышлениями над тем, насколько верно они подобрали то или иное слово. 

Так работать нельзя... 

Принцип 2. Регулярность – основа методичности

Просто следовать определенному алгоритму — мало. Нужно делать это на постоянной основе, каждый день.

Некоторые авторы могут неделями ничего не писать и садиться за рукопись, только когда дедлайн уже маячит перед глазами. Написав за пару дней не самый кондиционный текст, они снова уходят «в спячку» на неопределенный срок. Другие не могут войти в ритм и пишут текст урывками: 20 минут в понедельник, полтора часа в четверг и еще чуть-чуть в конце недели. Естественно, подобные режимы работы слишком затягивают процесс работы над книгой.  

От них отличается еще одна немногочисленная прослойка авторов — те, кому удается выделить в своем графике время для ежедневной работы над книгой. 

Ежедневная работа — это базовый ритм, от которого должен отталкиваться автор, особенно начинающий. Работать каждый день для него важнее всего остального. 

Принцип 3. Разные этапы работы над текстом подразумевают разные режимы работы

А значит – и разные психологические состояния автора.

Он имеет, как минимум, два основных режима работы: режим написания и режим редактирования. В первом случае он только пишет текст согласно обозначенной структуре, плану и т.д. И только после того, как текст написан, он приступает к его редактированию. Опять же повторимся, смешивать эти режимы друг с другом нельзя. 

Некоторые, к сожалению, начиная писать текст, гонятся за красотой слога, пытаются написать все набело. Вместо того, чтобы продолжать работу, они тратят уйму времени на поиски подходящего слова или фразы. Они думают, что текст сразу должен получиться идеальным. Но принцип «‎все и сразу» — ошибочен. 

Внутренний «критик» полезен не всегда, а только на этапе редактуры. На стадии продумывания и в начале работы критиковать еще нечего. 

Принцип 4. Эмоции, импульсы Автора во время работы над текстом игнорируются

Многие выдающиеся писатели сталкивались с эмоциональными проблемами в процессе работы. У одних они были вызваны событиями их личной, внутренней жизни, у других — внешними причинами; одни боролись с зависимостями, другие — с неспособностью выразить свои замыслы на бумаге.  

Творческие трудности писателей-беллетристов были связаны, в основном, с необходимостью достоверно изобразить своих персонажей и окружающий их мир, создать сюжет, который бы заинтересовал читателя и т.д. 

У автора книги non-fiction стоят иные задачи: передать читателю некоторую информацию, «упаковать» ее в доступную форму, убедить читателя в своей правоте и т.д. 

Принцип 5. Автор пишет текст, отталкиваясь от материала, а  не от абстрактной идеи

 В массовой культуре распространен миф о том, что книги создаются «на вдохновении». Автору, якобы, достаточно лишь «поймать вдохновение», а затем просто сесть и написать. К сожалению или к счастью, это не так. 

В случае с non-fiction, текст в принципе невозможно создать импульсно, как стихотворение. 

Преобразование идеи в текст — это третий этап работы над произведением, перед которым нужно завершить предыдущие. Автор выбирает тему, составляет план исследования, собирает данные, анализирует и обобщает их. И только потом принимается за их оформление — преобразование в текст.

Материал (контент) — это основное «топливо», на котором работает творческий двигатель. Недостаточное наполнение — первый барьер перед Автором, часто невидимый. 

История мировой литературы дает множество примеров скрупулезного, часто многолетнего сбора материала для произведения. В современности это не менее актуально. 

Подавляющее большинство ситуаций, когда книга «не пишется», связано либо с недостаточным количеством собранного материала, либо с его недостаточным осмыслением и анализом. И на сто процентов это справедливо для non-fiction. 

НАЙТИ СЛОВА ДЛЯ СИЛЬНОЙ ИДЕИ

Существует немало книг о том, как писать книги. Но практически все они посвящены тому, как писать художественную литературу. Специально о том, как создавать книги в жанре non-fiction, практически никто не пишет. Это выглядит довольно странно — хотя бы потому, что современный рынок нехудожественных книг, как минимум, не меньше, чем рынок беллетристики.  

Главной особенностью этих книг  является то, что их авторы — не профессиональные писатели. Они прежде всего, специалисты в той или иной области знаний. Поэтому, перевести свои идеи в связный, литературный текст для них — трудная задача. Эта книга, выступая в роли путеводителя, поможет им ее решить.  

При написании этой книги авторы исходили из того, что умение формулировать свои мысли на бумаге — это такой же интеллектуальный навык, как и все прочие. А значит, его можно успешно сформировать — при планомерной работе и с учетом некоторых волевых усилий.  

В ходе длительных поисков и кропотливой работы коллективу авторов удалось создать нечто вроде пошаговой методики написания литературного текста в жанре non-fiction, то есть изложения своих идей в письменной форме. 

Данная книга (которую смело можно назвать путеводителем) будет полезна не только начинающим, но и уже состоявшимся авторам. И авторам не только non-fiction, но и других жанров литературы. Рекомендации, которые читатель найдет на страницах этой книги, «заточены» под профессиональную литературу, но им также можно следовать при написании беллетристики, рекламных текстов или материалов для собственного блога.