3 категории трейлеров к фильмам: смотри, слушай, ощущай

0
Пантин Игорь Николаевич10/5/2020

Еще создатели самых ранних трейлеров (а первый из них, к слову, был сделан для фильма «‎Искатели приключений» и показан в 1913 году) пытались сделать все возможное, чтобы привлечь внимание зрителей. Уже в самых первых трейлерах появлялись определения типа «самый ужасный», «самый устрашающий, «самый гигантский», «самый колоссальный». С помощью этих эпитетов трейлер выполнял свою главную задачу, которую и по сей день решают его создатели, — всего за одну минуту впечатлял и погружал в атмосферу фильма: экшен, саспенс, хоррор или романтическую комедию.

К сегодняшнему дню киноиндустрия сформулировала оптимальные законы, согласно которым должен создаваться эффектный и грамотный с точки зрения психологии трейлер. Для того чтобы двухминутный видеоролик мотивировал человека прийти посмотреть целый фильм, он должен иметь трехактную структуру, собственно как и практически все полноценные фильмы. В первом акте трейлера необходимо показать идею фильма и представить героя, во втором — дать краткое представление о сюжете и проблемах героя, наконец, в третьем нужно акцентировать внимание на главной информации — дате релиза и создателях картины. 

Для того чтобы создать максимально правильный образ о фильме и закрепить его в сознании зрителя, нужно дать четкое указание на жанр кинокартины. Определение жанра позволяет пользователю принять решение о том, интересен ли он ему, так как уловить что-то большее из двухминутной нарезки бывает сложно.

В зависимости от жанра создатели трейлера определяют, на какие рецепторы нужно оказывать наибольшее влияние, — «Смотри», «Слушай», «Ощущай». 

В первую категорию попадают ролики к приключенческим фильмам, экшенам, боевикам и триллерам. Их создатели монтируют клипы из отрывков самых захватывающих и внешне эффектных эпизодов, чтобы создать у зрителя ощущение максимальной насыщенности событиями, даже если на самом деле фильм ими не изобилует. Один из самых часто используемых в последнее время приемов, позволяющих добиться этого эффекта, — большое количество монтажных склеек. По подсчетам портала wired.com с 1950-х и до 1990-х гг. число монтажных склеек, используемых в одном трейлере в среднем возросло с 12 до 38. При этом трейлеры фильмов, в основе которых лежит экшен, насчитывают максимальное число нарезок: например, в трейлере «Арго» их было 59 в минуту, «Пиратах Карибского моря» — 57, «Отступниках» — 55, «Человеке-Пауке» — 49.

При этом, чтобы создать необходимый эффект преувеличения числа событий, создатели трейлеров вынуждены микшировать эпизоды, вырывая их из начала, середины и конца фильма и располагая практически в свободной, нелинейной последовательности. Анализ трейлеров, опубликованный на сайте nytimes.Com, Показывает, как отличается композиция трейлера драмы «Мой парень псих», соответствующая сюжетной последовательности фильма, от построения трейлеров фильма-фэнтези «Звери Дикого Юга, политическом триллере «Линкольн и боевике «Арго», в которых начальные, срединные и конечные эпизоды располагаются непоследовательно.

Вторая категория трейлеров — «Слушай» — делает упор на слуховые ощущения, и, как правило, это проморолики к комедиям, мультфильмам и музыкальным фильмам. Первые стремятся рассмешить, поэтому клип монтируется из самых смешных анекдотов и нелепых эпизодов — и у зрителя создается ощущение, что весь фильм будет наполнен шутками и комическими ситуациями, хотя на самом деле комедия может оказаться посредственной. Здесь также существует свое клише — ролик обязательно должен завершаться самой смешной шуткой. Что касается музыкального фильма, трейлер к нему непременно должен содержать определенное количество эффектных саундтреков, которые зритель захочет послушать полностью снова уже в самом фильме. Например, в трейлере «Мулен Руж» всего за две минуты звучат отрывки сразу из пяти музыкальных композиций, в трейлере «Через вселенную» — семи, в трейлере «Отверженных» — восьми.

Выбор музыкального жанра, исполнителя и конкретной песни сильно влияет на потенциал ролика. При этом исследования показывают, что при пробных показах одного ролика с разным аудиооформлением, аудитория выбирала именно те трейлеры, в которых слышала уже знакомые песни, даже если они были в разных аранжировках.

Отдельные психологические исследования были посвящены вопросу, какой голос — мужской или женский предпочтительнее при записи трейлера. 

Известно, большую часть трейлеров озвучивают мужчины. И, тем не менее, по мнению психологов, ориентируясь на мужскую аудиторию, лучше использовать женский голос, так как это больше привлечет внимание мужчин.

Женский голос также лучше использовать при записи трейлера детского фильма — так как, по мнению ученых, он напоминает ребенку материнский голос. При этом психологи сходятся во мнении, что желательно, если голос, использовании в озвучании, кажется зрителям знакомым. Например, самый известный голос американских трейлеров — это голос Дона Лафонтена, который озвучил около 5000 видеороликов: от «Терминатора» до «Шрека», и заслужил почетное прозвище «Голос Бога». Фраза «In a world...», с которой Дон Лафонтен начинал практически каждый свой трейлер, стала своего рода клише американских трейлеров и неоднократно пародировалась.

Трейлеры, которые попадают под категорию «Ощущай», должны вызвать у зрителя повышение адреналина, а его лучше всего вызывают страх и предвкушение опасности. К этой группе относят трейлеры к триллерам и фильмам ужасов, а также приключенческим и фантастическим фильмам. Именно к этой формуле создания трейлеров и рекламных кампаний фильмов ужасов еще в 1950-е пришел режиссер Уильям Касл (в свое время именно он прибегал к таким приемам, как подключение проводки к креслам зрителей, чтобы их било током во время просмотра).

Трейлер в «Ребенку Розмари», продюсером которого был Уильям Касл, делится на две контрастирующие части. Первая — семейная мелодрама про счастливую жизнь Розмари. Вторая же состоит из самых напряженных и страшных сцен фильма, которые сопровождаются детской песенкой.

Тот же трюк с детской песней, подложенной под жуткие сцены, используется в «Кошмаре на улице Вязов» и «Женщине в черном». По этому принципу контраста мирной жизни и бегства от монстра, как правило, до сих пор делается большинство трейлеров фильмов ужасов и триллеров. При этом ощущения от просмотра могут быть настолько сильными, что иногда становятся почти физиологическими — вплоть до отвращения. В трейлер к фильму Стенли Кубрика «Сияние» вошел эпизод, когда из-за дверей лифта хлещут потоки крови. Эта гипербола особенно шокировала зрителей, тем более что сцена не прерывалась монтажными склейками, а была показана полностью.

Другим мощным ощущением. которое вызывает повышение адреналина, может быть ожидание сильных эмоций — например, перед опасным приключением. Поэтому трейлеры к приключенческим и фантастическим фильмам состоят из целого набора риторических слоганов. Например, в трейлере к фильму «Возвращение джедая» одним из слоганов была фраза «Все готовы? Мы возвращаемся к вам!, к «Людям в черном — «Пристегните ваши ремни!», а для «Матрицы» – «Никто не может сказать, что такое Матрица. Ты увидишь все своими глазами».

Исследование, проведенное специалистами Innerscope Research, показало, что бокс-офис фильма напрямую зависит от эмоциональности трейлера и реакции на него зрителей: чем она интернсивнее, тем больше вероятность, что фильм будет успешным в прокате (таб. 2).

В ходе проведения исследования было приглашено более 1000 респондентов, на которых закрепили специальные биометрические пояса, фиксирующие физиологические изменения при эмоциональном волнении: учащенное сердцебиение и дыхание, появление пота, расширение зрачков и т. д. Каждый трейлер при этом показывался от 6 до 8 раз, чтобы также узнать, как меняется его эмоциональное восприятие при повторе. В итоге была составлена сводная таблица, которая демонстрирует, что уровень эмоциональности трейлера прямо пропорционален успешности фильма в прокате.

Согласно полученным данным, наибольший эмоциональный отклик у респондентов вызывают любые изменения - в яркости изображения, в саундтреке и т. Д. Еще одно наблюдение психологов — зритель наиболее остро реагирует на то, что показывается в самом начале и конце трейлера (таб. 1), поэтому психологи рекомендуют вставлять самые яркие сцены фильма в начале и финале ролика.

Но создатели ролика не могут предусмотреть все. По мнению психологов, большое значение в восприятии трейлера играет то, в каком настроении он его смотрит. Так, согласно их исследованиям, мужчинам нравится смотреть трейлер, снятый в противоположном настроении тому, в котором он пребывает. То есть если мужчина серьезен, ему нравится смотреть комедийные трейлеры. У женщин ситуация обратная: им нравится смотреть трейлеры, которые совпадают по настроению с ее внутренним состоянием. То есть грустная женщина получит большее удовольствие от просмотра драматического ролика.

Эффективный трейлер: как с помощью двухминутного ролика заработать миллионы. // Cinemotion. — №49, 2014. —
Следующая статья
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Мы видели из всех предыдущих исследований, что всякое художественное произведение басня, новелла, трагедия включает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств. В «Поэтике» он говорит, что «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему опре...
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Livrezon-технологии
История наоборот, или фирменный юмор Оскара Уайльда
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Livrezon-технологии
Сайт личного архива: ошибки при создании
Livrezon-технологии
Интерфейс как форма выражения процедуры: как устроен калькулятор
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств