Экзистенциализм как художественное направление основывается на концепции абсурдности жизни. Наиболее полно он выразился в творчестве А. Камю. В его романе «Чума» есть странный персонаж — Коттар, радующийся бедам и несчастьям, свалившимся на город. Удивительно, как человек может восторгаться чумой, от которой погибают его сограждане и он сам не застрахован! Оказывается, Коттаром интересуются силы порядка, и, если бы не эпидемия, он был бы уже арестован и отдан под суд. Всеобщее бедствие, отвлекая слепую государственную машину от ее монотонной обязательной работы, спасает Коттара от нависшей над ним угрозы: за ним уже следили люди без лица, без имени, без примет. В натуральную картину города, осажденного чумой, в контекст философского романа врываются ирреальные существа, мистические фантомы. Эти призраки грозят Коттару, преследуют несчастного. Возникает образ-цитата. В роман Камю включается целая художественная система мыслей из другого произведения.
Нетрудно определить адрес, к которому отсылает нас французский писатель, — Ф. Кафка, роман «Процесс». И у Кафки и у Камю человек оказался принесенным в жертву безликой организации, втиснутым в прокрустово ложе норм, лишенных человеческого содержания. В образе Коттара, предпочитающего чуму безликому преследованию абстрактных сил, Камю пытался осмыслить недавнее прошлое: между датами написания «Процесса» и «Чумы» на истории лежит черная тень фашистского безвременья. Именно в фашистском государстве вся незащищенность человека от враждебных ему, противочеловечных сил проявилась особенно сильно.
Однако почему же, казалось бы, чуждая рационалистической манере Камю сновидческая образность Кафки органично входит в роман французского писателя? Потому, что от Кафки к Камю идет линия преемственности. Экзистенциализм восходит своими художественными истоками к экспрессионизму, а его философские истоки коренятся во взглядах датского философа XIX В.С. Кьеркегора.
Экзистенциалистская концепция исторического процесса раскрывается в пьесе Камю «Осадное положение». В некоем городе создалась напряженность: в небе появилась комета, и люди взволнованы этим знамением бедствия. Властитель с трибуны пытается успокоить жителей, ссылаясь на принцип своего правления, согласно которому все должно оставаться неизменным. К трибуне приближаются незнакомка и незнакомец. Последний заявляет, что хотел бы взять власть в свои руки. По приказу правителя два гвардейца пытаются арестовать пришельцев, но незнакомка вынимает записную книжечку, вычеркивает из нее две фамилии — и оба конвоира падают замертво. Правитель в страхе покидает город, а незнакомец называет себя чумой и заявляет, что пришел в этот город править, что беспорядку, когда люди жили и умирали неорганизованно, теперь будет положен конец. В городе воцаряется фашистский порядок чумы, порядок Освенцима.
Один из горожан, Диего, узнает тайну чумы: она всесильна и способна погубить каждого, но беспомощна, если люди перестают ее бояться. Диего поднимает сограждан на восстание. Чума вычеркивает из списков живых тысячи людей, но новые повстанцы бесстрашно продолжают борьбу. Тогда Чума идет на хитрость — выбрасывает свою записную книжку. Нашедший эту записную книжку прохожий вычеркивает из нее своих врагов; у этого прохожего отнимает книжку другой горожанин, вычеркивает из жизни его и несколько своих врагов. Так в ряды восставших закрадывается междоусобица.
Диего отнимает и выбрасывает злополучную книжку, и ряды восставших вновь сплачиваются. Чума прибегает к новой хитрости. Диего предлагается выбор: он или его возлюбленная будут убиты и Чума покинет город, либо они покинут город, а Чума остается в нем властвовать. Здесь моделируется один из постулатов экзистенциалистского миросозерцания: в свободном выборе человек реализует себя и это единственная форма само-осуществления личности в абсурдном мире. Характерно, что в этой пьесе, раскрывающей экзистенциалистскую концепцию истории, личности предлагается выбор лишь между плохим и худшим; никакого счастливого выхода личности, по мысли Камю, история не дает.
Диего выбирает собственную смерть. У изголовья умирающего сидит его возлюбленная, и они видят в окно, как Чума покидает город, но по той же дороге возвращается старый правитель, ранее предавший свой народ. На смену единой смерти для всех в печах крематория возвращается старое многообразие смертей, а вместо равенства всех в бесправии перед лицом Чумы возвращается старое неравенство — разделение на бедных и богатых, власть имущих и неимущих... И возлюбленная упрекает Диего: «Десять тысяч лет жизни этого города не стоили десяти лет нашей любви». Диего и сам знает, что его выбор плох, но лучшего выбора нет.
Смысл пьесы — круговращение жизни, при котором история движется от плохого к худшему и вновь возвращается к плохому. Восходящего движения нет, есть лишь беличье колесо истории, в котором бессмысленно вращается жизнь человечества. В этом суть исторической концепции экзистенциализма.
В пьесе А. Камю «Недоразумение» тоже утверждается абсурдность бытия, но на этот раз не в глобально-историческом, а в личном, бытовом плане. Сюжет пьесы прост: мать и ее дочь Марта живут в провинции, содержат гостиницу, но мечтают собрать деньги и переехать в большой город. Марта уговаривает мать убить очередного постояльца, чтобы разбогатеть. Мать колеблется, но Марте удается уговорить ее, и они повергают в смертельный сон своего гостя. Наутро приезжает жена погибшего, и выясняется, что это был Жан, брат Марты, когда-то давно уехавший из дому на заработки. И вот, обретя деньги, женившись, Жан решил приехать домой и вызволить свою мать и сестру из глухомани. Он попросил жену приехать на следующее утро, а сам решил инкогнито появиться перед матерью и сестрой. Чувствуя себя одиноким, Жан хотел, чтобы его признали дома, чтобы заговорила кровь в матери и сестре, чтобы разомкнулось его одиночество. Однако все обернулось по-другому, и Жан погиб.
Деньги, которые хотели ценой преступления получить хозяева гостиницы, сами шли к ним. Камю как бы утверждает этой пьесой принцип пассивности личности: действие, оказывается, внутренне отрицает ту цель, ради которой оно предпринимается. Одиночество, по Камю, абсолютно: все человеческие связи между людьми настолько разорваны, что даже мать может участвовать в убийстве сына.
Для А. Камю, как и для экзистенциализма в целом, человеческое общество, жизнь личности — сплошное «недоразумение», абсолютный абсурд. Люди принципиально одиноки, замкнуты, обречены на взаимное непонимание. Каждый человек — целый мир. Но эти миры не сообщаются друг с другом. Общение людей идет лишь по поверхности и не затрагивает глубину души, поэтому оно не ведет к размыканию одиночества. Такова модель экзистенциалистской концепции мира и человека.
Камю обращает свое творчество к «миллионам одиночек». Эту общественную позицию породили эгоцентризм, образование сложного государственного механизма, пожирающего человеческие души. Возникли такие типы механического объединения людей, в которых индивидуальное подавляется, личность перемалывается. Это вызывает у экзистенциалистов стремление к бегству в себя, вместо того чтобы искать человечные основания и формы единения людей. Принципиальное одиночество, провозглашаемое экзистенциалистской художественной концепцией, имеет логические следствия. Жизнь неабсурдна до тех пор, пока человек продолжает себя в человечестве. Но если человек — одиночка, если он единственная ценность в мире, то он общественно обесценен, он не имеет будущего, и тогда смерть абсолютна. Она перечеркивает человека. Жизнь становится бессмысленной.
Чума в одноименном романе А. Камю — емкий и многосторонний образ-символ. Это не только болезнь, но и особый жестокий порядок жизни людей. Вместе с тем чума — это смерть, спящая до поры до времени внутри жизни. Однажды неожиданно она может проснуться и выслать полчища своих слуг — дохнущих крыс — на улицы залитого солнцем города. Неведомое страшно и неотвратимо, оно всегда рядом. Человека повсюду сопровождает дыхание смерти. Экзистенциализм уверен, что человек не может изменить мир, однако необходимо действовать, чтобы реализовать свободу воли и не чувствовать себя рабом обыденности.
Особенности поэтики экзистенциализма: интеллектуализм, художественное моделирование ситуаций, выявляющих концепцию автора, высокая степень условности, разрыв этического с эстетическим (например, Ж.П. Сартр исключает из духовного мира своих героев категорию совести). В абсурдистском театре (С. Беккет и др.), продолжающем традиции экзистенциализма, абсурд становится не только содержанием, но и художественной формой спектакля: персонажи говорят мимо друг друга и их некоммуникабельность превращается в разрыв художественных связей внутри драматургического текста. Стилистикой экзистенциалистского искусства становится анализ мира, затуманиваемый наплывами иррационального.
Источник: Ю. Борев. Эстетика. – 4-е изд. доп. – М.:Политиздат, 1988. – С. 391-394.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.Хорош