Алексей Литвин: 4 УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ВЫБОРА ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРФЕЙСОМ

0
Литвин Алексей Юрьевич4/14/2022

Окружающая нас действительность со временем усложняется, становится более совершенной. Изменяемся вместе с ней и мы. Однако, скорость развития науки и технологий значительно превосходит скорость развития человека в процессе его жизни.

В справедливости этих утверждений легко убедиться на следующих примерах.

ПРИМЕР 1. Житель Европы XVI века в повседневности нечасто сталкивался со сложными устройствами. Одним из таких могла быть ветряная мельница, которая хоть и является непростым инженерным сооружением, многократно уступает современным смартфонам по количеству технологических решений и набору возможностей. То, что было за гранью фантастики 400 лет назад, сегодня является обыденностью.

ПРИМЕР 2. Недавно европейские пенсионеры подняли настоящую волну негодования против банков. Причина недовольства – невозможность получить обслуживание из-за растущей информатизации банковской сферы. Привычные решения, вроде того, чтобы прийти в отделение, получить талончик и отстоять очередь, вышли из употребления. Их заменили соответствующие функции в банковских мобильных приложениях. Однако, для людей серебряного возраста это изменение оказалось непреодолимым барьером, приведшим к буре негодования (подробнее см. сюжет «Испанские пожилые толкают банки к реформе».)

Скорость развития человека уступает скорости развития технологий, это приводит к увеличению пропасти непонимания между человеком и машиной. Но если эта пропасть постоянно возрастает, то количество людей способных управлять сложной техникой должно постоянно сокращаться, что в конечном итоге должно привести к остановке технологического развития. Однако, этого не происходит. Почему так?

Дело в следующем: чтобы использовать технологию, совершенно не обязательно понимать ее в деталях – достаточно лишь усвоить основные принципы и обучиться практикам, а это вполне посильная задача. 

Управление устройством происходит посредством системы управления – интерфейса, который является упрощенной моделью системы. 

Далеко не всякий пианист сможет объяснить устройство этого струнно-ударного инструмента. Однако, этого и не требуется для того, чтобы успешно извлекать из него звуки. Далеко не каждый автомобилист в состоянии объяснить процессы, происходящие под капотом его машины. Тем не менее, он получает права на вождение после нескольких месяцев теоретической и практической подготовки и успешно справляется с управлением транспортным средством.

Интерфейс рояля  черно-белая клавиатура

Управление устройством происходит через интерфейс, но интерфейс интерфейсу рознь. Одни и те же функции можно представить совершенно по-разному. Чем сложнее, разнообразнее интерфейс, тем более сложные задачи могут быть решены с его помощью. Однако, массовому пользователю зачастую требуется очень небольшое количество функций. Это обстоятельство приводит к упрощению интерфейсов во времени.

Отследить тенденцию к упрощению интерфейсов можно на самых разных устройствах. Возьмем для примера фотокамеру. Интерфейс не самой сложной «‎зеркалки» в разы сложнее камеры смартфона.

Понижение сложности интерфейсов неизбежно еще и из коммерческих соображений. Чем проще устройство, сервис или приложение позволяет решить задачи пользователя, тем больше становится его потенциальная аудитория и тем выше его коммерческий потенциал. Отсюда следует, что простота интерфейса – это один из факторов конкурентоспособности продукта. В таком случае, один из ключевых вопросов проектирования: как снизить сложность?

Наиболее известная и цитируемая зависимость, которая связана с принятием решения пользователем, описана в законе Хика: время, необходимое для принятия решения, увеличивается с ростом количества и сложности имеющихся вариантов. Если предположить, что сокращение времени для принятия решения связано со снижением сложность задачи, то, опираясь на закон Хика, можно сказать, что для упрощения выбора пользователю необходимо предлагать меньшее количество вариантов. Это звучит вполне естественно. Однако, что насчет сложности вариантов? Об этом закон Хика ничего не говорит.

Мы считаем, что задачи с которыми сталкивается пользователь, неоднородны по сложности, и потому выделяем 4 качественных уровня сложности выбора.

1 УРОВЕНЬ: все решено за пользователя, выбор отсутствует.

Шрифт в сообщениях ВКонтакте определен однозначно. Это продиктовано тем, что основная задача мессенджера – передача сообщений, и отвлекать пользователя на редактирование шрифтов попросту неуместно.

Интересно, что существуют приложения, позволяющие менять стандартное отображение, вопреки воле дизайнеров интерфейсов – например, Stylish by Userstyles.

Позволить пользователю преодолеть ограничения, наложенные дизайнерами, может оказаться неплохой стратегией для поиска ниши собственному IT-продукту. Для более глубокого изучения вопроса поиска «‎свободного места» в IT можно обратиться к книге П. Капишева «‎IT: найти свою нишу. (30 бизнес-стратегий)».

2 УРОВЕНЬ: пользователю предлагается ограниченное количество вариантов, из которых необходимо выбрать.

На этом уровне появляется выбор. Притом, он четко определен и структурирован. Именно на этом уровне живет упомянутый выше Закон Хика.

В Google Docs пользователь может выбрать стиль шрифта из набора представленных. Эта возможность позволяет пользователю выделять части текста. В отличие от мессенджера, для текстового редактора это имеет большое значение.

3 УРОВЕНЬ: пользователь формирует набор вариантов для выбора.

На этом уровне появляется возможность изменять структуру вариантов, расширять их. Это значительно сложнее, чем выбрать вариант из имеющегося списка. Хотя бы потому, что для внесения изменений необходимо понимать недостатки имеющихся вариантов для решения текущей задачи.

На пример, в Figma пользователю доступна возможность загрузить шрифты из сторонних библиотек вроде Google Fonts.

4 УРОВЕНЬ: пользователь самостоятельно создает варианты для выбора.

В отличие от двух предыдущий уровней, здесь отсутствует явная структура. Пользователю дается набор инструментов, а действия не регламентируются и не ограничиваются. На четвертом уровне выбор переходит в создание. Таким образом, в нашем представлении создание является логическим продолжением ограниченного выбора.

FontLab Studio – специализированная программа для создания шрифтов, которые потом можно поместить в библиотеки для использования на третьем уровне сложности. 

Заключение

1. Сложность задачи выбора, стоящей перед пользователем, зависит от уровня, на котором она находится.

  • 1 УРОВЕНЬ: все решено за пользователя, выбор отсутствует.
  • 2 УРОВЕНЬ: пользователю предлагается ограниченное количество вариантов, из которых необходимо выбрать.
  • 3 УРОВЕНЬ: пользователь формирует набор вариантов для выбора.
  • 4 УРОВЕНЬ: пользователь самостоятельно создает варианты для выбора.

2. Создание – это логическое продолжение ограниченного выбора, в котором отсутствует структура.

3. Для того, чтобы упростить задачу пользователя, необходимо определить уровень, на котором она находится, и перевести на более низкий.

  • для перехода с четвертого уровня на третий или второй необходимо задать структуру выбора, ограничить возможности пользователя, дать готовые варианты решений, которые по качеству его удовлетворяют;
  • для перехода со второго уровня на первый необходимо создать ситуацию полной определенности, когда действие пользователя будет однозначно связано с решением задачи.

Сильные разработки создаются не в одиночку, а в коллективе. LIVREZON CLUB объединяет более 50-ти коллективов в разных отраслях научного знания. В ежедневном режиме они делятся опытом, собирают новые данные, пишут книги и статьи, тестируют технологии и получают друг от друга полезную обратную связь.

◉ Хотите присоединиться к группе разработчиков? Пишите на info@livrezon.ru

Следующая статья
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Мы видели из всех предыдущих исследований, что всякое художественное произведение басня, новелла, трагедия включает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств. В «Поэтике» он говорит, что «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему опре...
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Livrezon-технологии
Как развивались представления о чтении с Античности до наших дней
Livrezon-технологии
История наоборот, или фирменный юмор Оскара Уайльда
Педагогика и образование
Как повышать культурный уровень детей и подростков? Педагогические приёмы для юных айтишников
Livrezon-технологии
Как устроены политические карикатуры и почему они работают
Педагогика и образование
Рефлексируйте как рыцари, или опыт использования самоанализа в вузовской практике
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Бизнес и экономика
Что делать, если не получилось делегировать? Схема передачи работы другому сотруднику
Бизнес и экономика
Решает ли бизнес-проблемы теория ограничений системы Элияху Голдратта?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #73: Для чего мы читаем художественные книги?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #72: Как дети читали книги и обнаружили, что взрослые бывают одинокими
Livrezon-технологии
Фактчекинг в тексте: что и как проверять? Приём «Конкретизация»
Livrezon-технологии
Как обстановка помогает в работе: писательские приёмы Чарльза Диккенса
Livrezon-технологии
Как глубоко можно интерпретировать текст: отрывок из книги Умберто Эко
Бизнес и экономика
«Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства» – реферат: самое главное из книги Тайити Оно