Amnesty International — история создания

0
Кирсанова Татьяна Викторовна8/4/2021

«Международная амнистия», неправительственная организация в защиту прав человека, основана в Лондоне юристом Питером Бененсоном. В 50-е гг. Бененсон принимал участие в политических процессах на Кипре, в Испании, Южной Африке и Венгрии. В ноябре 1960 г., потрясенный газетным сообщением о двух португальских студентах, которые провозгласили тост за свободу и получили по семь лет тюрьмы, Бененсон решил заявить протест властям Португалии. Понимая, что сил одного человека в таком деле недостаточно, Бененсон положил начало широкомасштабной кампании писем протеста португальскому диктатору Антониу Салазару. Вскоре родилась идея познакомить широкие слои общества с положением политических заключенных в разных странах мира.

Бененсон поделился планами с известным квакером Эриком Бейкером и популярным адвокатом Луисом Блом-Купером. Совместно они разработали детали кампании «Призыв к амнистии 1961 г.», предполагавшей не только освобождение заключенных по религиозным и политическим мотивам, но и обеспечение им справедливого суда и политического убежища. Кампания началась 28 мая статьей в либеральной лондонской газете «Обсервер», редактором которой был один из друзей Бененсона. [...] 

В ряде государств создавались аналогичные группы, а через два месяца в Люксембурге встретились представители Великобритании, Ирландии, Бельгии, Франции, США и Швейцарии, которые обсудили будущее движение. Придя к выводу, что за год успеха добиться нельзя, они решили основать постоянную организацию «М. а.», которая передавала бы дела заключенных национальным группам для рассмотрения. [...]

Хотя «М.а.» продолжала расширяться, в ее руководстве в 1966 г. возникли разногласия. Бененсон отметил, что доклад «М.а.», осуждающий бесчеловечное обращение с арабскими пленниками англичан в Адене (ныне часть Народной  Демократической Республики Йемен), приостановлен из-за давления британского министерства иностранных дел. 

В свою очередь члены «М. а.» упрекнули Бененсона в контактах с британским правительством. Вскоре Бененсон подал в отставку, и генеральным директором был назначен Эрик Бейкер, один из основателей организации. Всего лишь за год Бейкеру удалось добиться сплочения организации. Количество групп-участниц с 410 в июне 1967 г. к концу года достигло 550. Бейкера сменил Мартин Энналс, бывший лидер Британского национального совета гражданских свобод, он возглавлял «М. а.» в течение 12 лет, когда утвердилась ее репутация самого надежного защитника прав человека во всем мире. 

В 1972 г. «М. а.» отошла от практики защиты прав человека в каждом отдельном случае, начав кампанию против пыток и за человечное обращение с политическими заключенными. В рамках кампании было собрано более миллиона подписей под петицией о немедленном запрещении пыток во всем мире. В следующем году текст петиции был представлен Генеральной Ассамблее ООН. Много внимания «М. а.» уделяла узникам совести, людям, осужденным за национальность, язык и религию. [...]

Деятельность «М. а.» ведут небольшие группы людей, которые выбирают узника, переписываются с ним и направляют  ходатайства о его освобождении правительству. В настоящее время более 3400 таких групп ведут работу в 55 странах. 

Вместе с сочувствующими численность «М. а.» достигает полумиллиона. Работу местных групп координирует администрация в Лондоне, где исследовательское отделение рассматривает дела заключенных. После того как обстоятельства дела скрупулезно изучены, сведения передаются на места для организации защиты. Для соблюдения объективности группы не ведут защиты узников в собственной стране. В 1984 г. «М. а.» развернула международную кампанию за ликвидацию пыток как средства государственной политики. 

В докладе «Пытки в восьмидесятых» (1984) анализируются условия их применения, перечисляются данные о пытках или бесчеловечном обращении с узниками в 98 странах; предлагаются меры предупреждения беззаконий. Помимо прямого вмешательства, «М. а.» проводит общественные кампании, пресс-конференции, выпускает информационные бюллетени, поддерживает различные программы ознакомления общественности с мероприятиями по защите прав человека. 

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: М - Я. / Пер. с англ. Губский Е.Ф. — М.: Прогресс, 1992. — С. 41-44.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Я старался подробно раскрыть сущность революций в науке на иллюстрациях. [...] Но, очевидно, многие из них, которые были сознательно отобраны в силу их общеиз­вестности, обычно рассматривались не как революции, а как дополнения к существующему уже научному знанию. [...] Я предпо­лагаю, что есть в высшей степени веские основания, в силу которых революции оказываются почти невидимыми. И уче­ный, и дилетант заимствуют множество своих представлений о творческой научной деятельности из авторитетного источ­ника, который систематически маскирует (отчасти в силу важ­ных функциональных оснований) сущес...
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
Гуманитарные науки
Листовки рабочих движений в России в начале XX века
Гуманитарные науки
Как совершенствовать собственную личность?
Гуманитарные науки
«Репертуар действий» социальных движений – Чарльз Тилли
Гуманитарные науки
Хирург Николай Амосов о том, в чем заключается смысл жизни хирурга
Гуманитарные науки
Главный признак тоталитарной секты, или как не попасть под влияние «гуру»
Гуманитарные науки
Прямая речь: дети в 1998 году о стране, будущем и надеждах
Гуманитарные науки
Эвтаназия как средство экономии бюджетных денег в фашистской Германии
Гуманитарные науки
Эпиктет о единстве мысли и действия (философия стоицизма)
Гуманитарные науки
Как закрепляются социальные нормы по В. М. Полтеровичу
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, как внешний враг сплачивает общество
Гуманитарные науки
Испания времен трех религий: как жили вместе христиане, мусульмане и евреи
Гуманитарные науки
(Буквальная) цена женского образования в Российской империи
Гуманитарные науки
Миф о положении женщины как барьер для ее развития
Гуманитарные науки
Герберт Уэллс о том, каким будет государство будущего

Медиа

Книги по теме

Комментарии (0)