Андрей Колмогоров: жизнь, преисполненная счастья

0
Фрагмент нашел Анатолий Рыжачков3/10/2023

Андрей Николаевич [Колмогоров – прим. LIVREZON] получил сугубо домашнее, и притом женское, воспитание и вел себя в детстве, как скромный домашний мальчик. И, наверное, потому он с таким восхищением всегда вспоминал о тех чертах личности Глеба Селиверстова, которых был лишен сам, — о его удали, озорстве, ловкости, спортивности. Вот несколько эпизодов.

Андрея Николаевича очень кутали в детстве, и он, разумеется, не мог ослушаться и ходил в шарфах, валенках, варежках, зимних пальто с меховыми воротниками. Глеб же приходил в гимназию раздетым — без шапки и пальто. Разумеется, он надевал их перед уходом, но в сенях в доме Селиверстовых был какой-то огромный сундук, и он тут же засовывал все свои одежки туда и убегал раздетый. Однажды он залез на крышу через чердак и строил рожи девочкам, учившимся в женской гимназии, расположенной в доме напротив. Это продолжалось довольно долго, и воспитательница женской гимназии успела не только заметить это, но и пожаловаться Е.А. Репман. Та вышла на улицу, убедилась в истинности происходящего, поднялась и села у двери, ведущей на чердак, — именно так попал на крышу Глеб Селиверстов, — по-видимому, чтобы прочитать ему нотацию. Но осуществить свой замысел Евгении Арнольдовне не удалось. Глеб увидел свою директрису и, предугадав ее дальнейшие действия, спустился по водосточной трубе на улицу. Евгения Арнольдовна обычно к концу уроков выходила во двор попрощаться со своими учениками. Она вышла и в этот раз. Ученики стояли и ждали, каков будет конец этой истории. И вот выходит Глеб — сама скромность, и он идет, как примерный паинька, проходит мимо своей директрисы и с почтительным поклоном снимает свой картузик. Ученики едва сдерживают хохот. Но (старые времена!) и Евгения Арнольдовна оказалась достойной соперницей — ни движением глаза она не дала знать о своих чувствах и своих намерениях!

Одно из самых светлых воспоминаний моей жизни. Июнь 1960 г. Раннее утро. Только-только взошло солнце. Мы выбрались из палатки, стоящей среди цветущей черемухи на берегу волшебного Яндом-озера в Карелии. Разожгли костер. Поставили кипятить воду на суп и чай. Зашел спор литературе, о судьбе романа. Андрей Николаевич считал роман высшей формой прозы и предрекал ему светлое будущее, я возражал и говорил, что классическому роману – уже не суждено возродиться и что вообще искусство имеет свои пределы. И тогда Андрей Николаевич сказал: «А что Вы скажете о такой судьбе, разве она не роман? Я говорю о своем друге Глебе Селиверстове. Представьте себе живого мальчика из интеллигентной и высококультурной семьи. Далее шли рассказанные эпизоды с «водосточными трубами», затем — я частично буду использовать текст из упомянутой статьи в УМН — Глеб поступает в Университет и активно работает в исследовательском семинаре В.В. Степанова, «где сразу проявил способность не только разбираться в современной научной литературе, но и преодолевать значительные трудности как самостоятельный исследователь. [...] И у меня, и, я думаю, у всех учеников В.В. Степанова и Н.Н. Лузина того времени сохранилось представление о Г. А. Селиверстове как о математике очень большой силы с несомненным крупным научным будущим. Но человеческие судьбы более капризны, чем такие прогнозы. Увлекающейся натуре Г.А. Селиверстова было тесно в рамках чистой математики. Одно время он занимался в студии киноактеров, что по тем временам в особенности требовало уменья прыгать через ряд стульев и тому подобных акробатических достижений. Потом он очень серьезно увлекся театром. Глубоко изучал философию. Необычным по нашим временам образом [писано, повторяю, в 1970 г. – В.Т.] имел очень горячие религиозные увлечения».

Источник: В. М. Тихомиров. Андрей Николаевич Колмогоров, 1903-1987: жизнь, преисполненная счастья. – М. : Наука, 2006. – С. 26-27.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Биографии
Как отдыхать правильно – пример Элины Быстрицкой
В институте среди студентов мое участие в съемках фильма не вызвало особого оживления. Все мы пытались что-то делать, где-то играть или сниматься. Однокурсники считали, что мне повезло — только и всего. Меня расспрашивали, как это мне удалось, я говорила правду, мне не верили. А для меня было важно то, что я не разочаровалась в профессии. И этими съемками, и многим другим я все время доказывала себе и окружающим, что все сделала правильно.Элина Авраамовна Быстрицкая – советская и российская актриса театра и кино, театральный педагог
Биографии
Как отдыхать правильно – пример Элины Быстрицкой
Биографии
Творческое обольщение перерастает в творческий брак – случай Майи Плисецкой
Биографии
Смерть Марата: Шарлотта Корде привлекает внимание просвещённой Европы
Биографии
Женни Маркс: жена-помощник
Биографии
Екатерина Медичи: королевский характер воспитывается в суровых условиях
Биографии
Как царевна Софья удерживала власть
Биографии
Осип и Надежда Мандельштам: как «воспитать» жену писателя
Биографии
Как научиться управлять внешними обстоятельствами: пример Аллександры Коллонтай
Биографии
Королева Виктория выбирает будущего мужа
Биографии
Джейн Биркин: «Если сниматься голой, то только у великих великих»
Биографии
Лу Саломе: Развитие творческого потенциала начинается с фантазирования
Биографии
Флоренс Найтингейл: почему будущая национальная героиня была разочарованием семьи
Биографии
Как воспитать девочку поэтессой – пример Леси Украинки
Биографии
Агриппина Ваганова: как превратить недостатки в достоинства
Биографии
Развитие вопреки обстоятельствам: пример нобелевской лауреатки Дженнифер Даудны
Биографии
Избавиться от теории ради практики – стратегии художницы Остроумовой-Лебедевой

Медиа

Комментарии (0)