Белые студенты и движение за гражданские права в США

0
Кирсанова Татьяна Викторовна9/18/2020

Участие белых студентов — выходцев из средних слоев в борьбе за гражданские права черного населения страны — едва ли не самая героическая и благородная страница в истории молодежного радикализма 60-х годов. Само по себе движение за гражданские права на Юге, первоначально идеалистическое, ненасильственное и вдохновляющееся принципами Ганди, началось 1 февраля 1960 года, когда четыре черных студента вошли в ресторан Вулворта в Гринсборо (штат Северная Каролина) «только для белых». Их не обслужили, но они остались сидеть за своим столиком. К ним присоединилось довольно большое число белых студентов, и в историю движений протеста этот день вошел как первая сидячая забастовка (сит-ин), ставшая затем одной из самых популярных форм борьбы. Этот ее идеалистический период продолжался до 1964 года.  

С 1965 года движение за гражданские права пошло на убыль, а среди негров стали раздаваться голоса о необходимости ответить насилием на насилие, вследствие чего возникла боевая организация «черные пантеры».  

Белые студенты оказались исключенными из движения, от которого они уже и сами организационно обособились, еще в 1960 году создав собственную организацию СДО («Студенты за демократическое общество»), «все члены которой были белыми и принадлежали к средним классам», по комментарию американского исследователя Д. Ньюфилда. Вопреки несомненному идеализму и героизму члены  СДО обнаружили очевидную склонность к оттеснению специфически негритянских проблем на второй план по сравнению с первостепенными, на их взгляд, проблемами «нового сознания», антитехницизма, антипотребительства и т. д. Кроме того (и этот аспект проблемы особенно значим в свете рассматриваемого здесь «антимифа»), сама по себе руссоистская идеализация «детей природы» порою оборачивалась парадоксальным вопросом: а не лучше ли оставить их в том положении,  в котором они пребывают, нежели «осквернять» приобщением к буржуазной городской культуре? Ньюфилд цитирует характерное «размышление вслух» одного из белых участников движения: «Иногда я чувствую, что я только помогаю интегрировать прекрасный народ в современное белое общество, со всей его обезличенностью... То, что я чувствую, — вовсе не пасторальный романтизм XIX века, но просто-напросто уважение и восхищение перед лицом культуры, которая вопреки всему  все еще не столь обезличена, не столь осквернена торгашеством, как наша северная массовая культура...»  В целом, однако, это восхищение негритянской культурой, сохранившей свои мощные народные корни, и у  битников, и в контркультуре оказалось ферментом, ускорившим созревание ее романтического, иррационалистского ядра.

Мяло К. Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950—1970-х годов. — М.: Мол. гвардия, 1985. — С. 48-49.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Кому на Руси было жить хорошо? Жене купца?
В большинстве семей отношения между хозяином и хозяйкой выстраивались по модели, сформулированной Н. П. Вишняковым: «‎Сознавая свою власть и охотно подчеркивая ее иногда, он (отец) ею не злоупотреблял и охотно выслушивал советы со стороны. Его жена была его первой советницей и другом; влияние ее он чувствовал и ценил. Нередко ему случалось увлекаться мимолетным гневом — это лежало в его темпераменте и воспитании, — но стоило только моей матери, в сознании своей правоты, поднять голос, — а она никогда не стеснялась делать это, когда чувствовала несправедливость, — и он сбавлял тон, при случае п...
Гуманитарные науки
Кому на Руси было жить хорошо? Жене купца?
Гуманитарные науки
Дэвид Юм: ассоциация идей и впечатлений
Гуманитарные науки
Новые общественные движения по Алену Турену
Гуманитарные науки
Джон Дьюи: нам нужны специалисты, а не политики
Гуманитарные науки
Amnesty International — история создания
Гуманитарные науки
Казнь после смерти: случаи из истории
Гуманитарные науки
Какие ресурсы наиболее важны для развития социального движения?
Гуманитарные науки
4 стадии развития социальных движений
Гуманитарные науки
Дэвид Юм: Философия. Сущность красоты и безобразия
Гуманитарные науки
Эссе «К ПОСТИЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО И ГУМАННОГО»
Гуманитарные науки
Макс Вебер: мотивы социального действия
Гуманитарные науки
Макс Вебер: понятие социального действия
Гуманитарные науки
О шахматах и их пользе в реальной жизни
Гуманитарные науки
Принципы профессиональной этики журналиста
Гуманитарные науки
Рене Декарт: критика логики Аристотеля
Гуманитарные науки
Роль женщины в обществе: историческая трансформация