а. Как овладеть вниманием аудитории
9. Овладеть вниманием аудитории можно, только зная, чем живет аудитория в настоящий момент, поэтому никогда не отказывайся еще раз «прощупать» аудиторию непосредственно перед началом доклада. Приходи на доклад за 10-15 минут до начала, проберись в самую гущу твоих будущих слушателей и проделай по порядку следующее: Прежде всего визуально оцени, сколько (приблизительно) человек собирается тебя сегодня послушать. Это тебе необходимо знать, чтобы заранее подумать о количестве минут, на которое ты можешь растянуть свой доклад, о тоне и темпе свой речи. Затем определи преобладающий возраст и пол своей аудитории — со стариками и молодыми, с мужчинами и женщинами надо будет об одном и том же говорить по-разному (не по существу, а по форме). Теперь от наблюдения перейди к выборочному опросу, к анонимной анкете. Присаживайся к одной, к другой группе ожидающих и исподволь «выпытывай», как товарищи узнали о твоем сегодняшнем докладе, что их интересует в этом докладе, что их особенно интересует в этом докладе, какова их точка зрения на такое-то твое положение или на такое-то разрешение вопроса. Спрашивай смело, не бойся того, как бы ты преждевременно «не открылся» аудитории — ты не артист, тебе даже выгодно до доклада завести знакомство с аудиторией. Когда ты появишься на трибуне, несколько человек встретят тебя как старого знакомого и тебе легче будет связаться с аудиторией. Наконец, употреби несколько минут на то, чтобы просто прислушиваться к разговорам, которые ведут промеж себя твои будущие слушатели. Из этих разговоров ты узнаешь, на кого и на что жалуется твоя аудитория, что вызывает злобу, что насмешку, кто и что не сходит с языка у стариков и у молодых, — словом, ты узнаешь последние события дня, которыми живет и дышит аудитория, а это для тебя весьма важно — хорошенько подумав, ты быстро выберешь из всего слышанного нечто общее и, если возможно будет, именно с этого общего начнешь свой доклад. Такое начало всегда производит большое впечатление на аудиторию: «сразу видно свой человек», «нашими болячками болеет», «с таким и потолковать можно и договориться», «кабы все такие, скорее бы дело наладили» и т. д.
10. Самое трудное — овладеть вниманием аудитории в первые моменты. Ты на трибуне, тебе пора приступить к докладу, но в аудитории разговоры, хождение, шум. Ты поднял руку и подал знак внимания, но аудитория в массе своей не подчинилась. Тогда ты вынул часы, минуты две подержал их в руке, этим самым как бы говоря аудитории: «Вы отнимаете время и у меня, и у себя», но аудитория и на этот раз тебя не послушала. Ты решил обратиться за помощью к собственному голосу: «Товарищи!», но голос у тебя слабый — твое обращение услышали только передние ряды и умолкли, а остальные ряды продолжают шуметь. Что делать? Подраздели всю аудиторию на несколько участков. Направь все свое внимание на 1-й участок, не своди с него глаз в течение 30-40 секунд, 1-й участок успокоился. Проделай то же самое с другими участками. Не беспокойся, что у тебя на это уйдет много времени — это делается очень быстро — каждый участок потребует у тебя не больше минуты, но зато через 3-4 минуты ты будешь иметь успокоившуюся аудиторию и начнешь доклад.
11. Помни о начале доклада — от него зависит многое. Начало мобилизует внимание аудитории, создает настроение, намечает перспективы, закрепляет серьезных слушателей и подхватывает шатающихся. В любой аудитории найдется группа товарищей, которая по началу судит обо всем докладе: «хорошо начал, значит стоит сидеть, плохо начал — надо расходиться». Вышло первых пять человек, а за ними, по инерции, потянулось еще пять — в аудитории движение, шум — опасность налицо. Никогда не надейся на то, что начало доклада придет само собой — «по электрической волне от аудитории к докладчику». Лучше всего, если у тебя для каждого доклада будет заранее приготовлено несколько начал — вступлений. Это даст тебе возможность в течение 2-3 минут познакомиться с составом аудитории и тут же подобрать наиболее подходящее начало.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.