Для большинства видов животных поведенческие признаки в значительной степени являются продуктом взаимодействия между генами и окружающей средой, при этом поведенческие паттерны сохраняются в результате естественного отбора. Птицы, например, инстинктивно знают, какое гнездо построить для своего потомства; саламандрам не нужны уроки плавания. Но когда дело доходит до приматов, в том числе и людей, они многому учатся. Приматы демонстрируют широкий спектр поведения не только среди видов, но и среди популяций и даже отдельных особей.
Тем не менее споры о природе и воспитании все еще не утихают, особенно когда дело доходит до понимания корней агрессии. В то время как бонобо известны тем, что используют секс для разрешения споров, агрессия гораздо более распространена среди большинства видов приматов, включая людей. Наш ближайший родственник, шимпанзе, имеет репутацию одного из самых воинственных животных, за которым не отстают макаки-резусы и бабуины. У многих из этих видов за приступами насилия часто следуют жесты примирения, такие как прочесывание (грумминг) или, в случае шимпанзе, поцелуи. Поскольку большинство приматов живут социальными группами, возможно, такие примирительные меры служат для поддержания некоторого подобия социальной структуры, компенсируя разрушительные последствия агрессии.
Приматологи характеризуют эти поведенческие различия как «культурные» черты, поскольку они возникают независимо от генетических факторов или факторов окружающей среды и не только являются общими для популяции (хотя и не обязательно вида), но также передаются последующим поколениям. Такие культурные традиции были зарегистрированы в популяциях африканских шимпанзе, которые демонстрируют более 39 моделей поведения, связанных с «технологиями» (такими как использование камней для раскалывания орехов), уходом за собой и ухаживанием. В то время как большинство этих случаев связаны либо с инструментами, либо с поиском пищи, либо с общением, Роберт Сапольски и Лиза Шер сообщают о доказательствах культурной традиции более высокого порядка у диких бабуинов в Кении. Опираясь на полевые наблюдения за группой оливковых бабуинов (называемой «Лесной отряд») с 1978 года, Сапольски и Шэр документируют появление уникальной культуры, влияющей на «общую структуру и социальную атмосферу» отряда.
В своей книге «Мемуары примата» Сапольски изучил деятельность и образ жизни лесного отряда, чтобы исследовать взаимосвязь между стрессом и болезнями. В типичной манере бабуинов самцы вели себя плохо, пытаясь либо принять или сохранить господство над самцами более высокого ранга, либо вступая в кровавые битвы с самцами более низкого ранга, которые часто пытались свергнуть высшего бабуина, заключая предварительные союзы с другими подчиненными. Женщины часто подвергались преследованиям и нападениям. Междоусобные распри были обычным явлением. По душераздирающей иронии судьбы самые агрессивные мужчины в Лесном Отряде были уничтожены. Самцы, которые начали искать пищу в открытой мусорной яме рядом с туристическим домиком, заразились туберкулезом крупного рогатого скота, и большинство из них умерло в период с 1983 по 1986 год. Их смерть резко изменила гендерный состав стаи, более чем вдвое увеличив долю самок по отношению к самцам, и к 1986 году поведение отряда также значительно изменилось; самцы стали значительно менее агрессивны.
После смертей Сапольский перестал наблюдать за Лесным Отрядом до 1993 г. Удивительно, но хотя в 1993 г. в Лесном Отряде не осталось взрослых самцов периода 1983–1986 гг. (самцы мигрируют после полового созревания), новые самцы демонстрировали менее агрессивное поведение чем их предшественники. Примерно в это же время Сапольски и Шэр также начали наблюдать за другим отрядом, названным Отрядом Талеков. Талеки вместе с Лесным отрядом до туберкулеза, служили контрольным элементом для сравнения поведения Лесного отряда после 1993 года. Авторы обнаружили, что, хотя в некоторых отношениях доминантное поведение самца по отношению к другому самцу и модели агрессии были сходны как в Лесном, так и в контрольных группах, были различия, которые значительно снижали стресс у самцов с низким рейтингом, доминирующие самцы проявляли к ним больше терпения, чем их коллеги из контрольной группы. Самцы из Лесного Отряда также демонстрировали более активное поведение по уходу другими, деятельность, которая явно дает меньше стресса, чем драка. Анализируя образцы крови из разных отрядов, Сапольски и Шаре обнаружили, что у самцов Лесного отряда отсутствуют отличительные физиологические маркеры стресса, такие как повышенный уровень стресс-индуцированных гормонов, наблюдаемый в контрольных отрядах.
В свете этих наблюдений авторы исследовали различные модели, которые могли бы объяснить, как Лесной Отряд сохранил этот (относительно) мирный образ жизни, который подтверждался во вторичных физиологических изменениях. Одна модель предполагает, что нечеловеческие приматы приобретают культурные черты посредством наблюдения. Молодые шимпанзе могут научиться раскалывать орехи камнями, например, наблюдая за старшими. В этом случае молодые бабуины которые присоединились к группе могут понять, что быть милым выгодно, наблюдая за взаимодействием старших самцов в их новой стае. Или может случиться так, что близость к такому поведению увеличивает вероятность того, что новые самцы примут это поведение. Еще одним объяснением может быть то, что самцы в отрядах с такой высокой долей самок становятся менее агрессивными, потому что им не нужно так сильно бороться за внимание самок и, возможно, их поощряют за хорошее поведение. Но могло случиться так, что самки оказали более непосредственное влияние: новые самцы, появившиеся в Лесном Отряде, были гораздо лучше восприняты постоянными самками, чем новые самцы в других отрядах.
Сапольски и Шер приходят к выводу, что способ передачи, вероятно, представляет собой одну из этих моделей или их комбинацию, хотя выявление механизмов такого сложного поведения потребует дальнейшего изучения. Но если агрессивное поведение бабуинов имеет культурную, а не биологическую основу, возможно, что и для нас есть надежда.
Общество несовершенно. Оно тонет в проблемах и противоречиях: от безработицы и дискриминации до кризиса общечеловеческих идей. Решения этих проблем мы называем социальными инновациями. Однако, сегодня не существует технологии, которая бы генерировала эти решения не стихийно, а под задачу.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОЕКТА «АПОРОН»
➜ Сбор прецедентов: откуда возникают социальные проблемы и каким образом они решаются? Исторические примеры и современные кейсы.
➜ Обобщение прецедентов и создание технологий, позволяющих социальным активистом разрешать актуальные противоречия.
➜ Создание площадки, на которой специалисты в области социальных инноваций смогут обмениваться практическим опытом.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.