Детские религиозные движения Европы XIII века

0
Рыжачков Анатолий Александрович3/16/2020

Если горячее одушевление, охватившее народы Европы в эпоху крестовых походов, не выходит из границ экзальтации, так сказать, физиологической, то походы детей, во всяком случае, должны быть отнесены к экзальтации патологической. 

Самый грандиозный пример этого рода, конечно, представляет религиозное движение в среде детей в 1212 году, возникшее одновременно во Франции и Германии, в обеих странах совершенно самостоятельно. В это время Святая земля давно уже снова была под властью сарацинов, и вот между детьми зародилась идея похода в Палестину для освобождения Гроба Господня. Во Франции инициатива движения принадлежала мальчику-пастуху из деревни Клуа, по имени Этьену, объявившему себя посланником Бога. Мысль о походе в Палестину быстро распространилась между детьми, которые, без различия звания и состояния их отцов, отовсюду шли на зов Этьена. Сыновья графов и баронов были увлечены движением одинаково с бюргерскими и крестьянскими детьми. Явились 10–12 летние проповедники, которые пламенными речами и пророчествами воодушевляли менее пылких. Все старания родных удержать детей от их невозможного предприятия не вели ни к чему; не помогали ни убеждения, ни наказания, ни запирания под замок. Те, которых удавалось удержать силой, заболевали непонятной болезнью, для излечения которой не было другого средства, как оставить больных действовать по их усмотрению. В скором времени около Этьена собралось более 30000 человек. Детское войско, с хоругвями и знаменами во главе, при пении религиозных гимнов, двинулось к Марсели. Юные крестоносцы были убеждены, что море расступится перед ними и что они пройдут в Палестину посуху. Но им не суждено было добраться до Иерусалима. Часть их погибла при переезде через море, оставшиеся же были проданы марсельскими купцами в рабство сарацинам.

В.Х. Кандинский. Санкт-Петербургская психиатрическая больница св. Николая Чудотворца. К 140-летию. — Том III. — СПб.: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2012. — С. 121.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Структура тоталитарной секты Ананда Марга
В 1955 году в Бихаре Саркар основывает «Ананда марту» («Путь блаженства») и объявляет себя «Шри Шри Анандамурти» («дважды господином и образом [вечного] блаженства»). Другие его самонаименования: «Гурудев», «Отец», «Баба» («Папа»). Символической эмблемой своей организации Саркар сделал свастику на фоне восходящего солнца, вписанного в шестиконечную «звезду Давида». В 60-70-е годы, время наибольшей активности гуруистских культов, AM становится международной организацией, имеющей сеть филиалов в США, Западной Европе, Азии, Африке и Австралии. В 80-х годах A...
Гуманитарные науки
Структура тоталитарной секты Ананда Марга
Деградация и лженаука
Как секта Шри Чинмоя подавляет личность?
Биографии
Реформы Петра I в сфере образования
Гуманитарные науки
Этика государственного служащего по кардиналу де Ришельё
Деградация и лженаука
«Руководство» для взяточников
Гуманитарные науки
Кому на Руси было жить хорошо? Жене купца?
Гуманитарные науки
Дэвид Юм: ассоциация идей и впечатлений
Гуманитарные науки
Новые общественные движения по Алену Турену
Гуманитарные науки
Джон Дьюи: нам нужны специалисты, а не политики
Биографии
ЛЕНИН: привычка нарушать нормы с детства
Гуманитарные науки
Amnesty International — история создания
Биографии
Как Мао Цзэдун создал образ врага из жителей своей страны?
Гуманитарные науки
Казнь после смерти: случаи из истории
Биографии
Как отдыхал Петр Первый? Пьянки, карлики и другие наклонности императора
Деградация и лженаука
Является ли анонимность стимулом к преступлению?
Деградация и лженаука
Как секты контролируют сознание?