Дискриминация и насильственное переселение: Юго-Восточная Азия

0
Фрагмент нашел Виктор Гуменный3/12/2023

На Филиппинах быстрый рост численности китайских иммигрантов (в начале XVII в. их было на архипелаге уже несколько десятков тысяч) стал пугать испанскую колониальную администрацию, которая боялась, что китайцы могут оказаться «неблагонадежными». Против них стали предприниматься дискриминационные меры. Их обложили непосильными налогами, запретили заниматься определенными видами деятельности, например розничной торговлей, ограничили свободу передвижения по территории архипелага [11, с. 215]. На малейшие попытки протеста власти отвечали грубым насилием. В 1597 г. губернатор Тельо приказал изгнать из Манилы все «лишнее» китайское население, оставив в городе не более 3-4 тыс. китайцев, необходимых для выполнения ряда хозяйственных функций. Париан был сожжен, а принадлежащее китайцам имущество почти полностью уничтожено [184, т. VIII, с. 42—43]. Указы о высылке китайцев, которые издавались неоднократно на протяжении XVII-XVIII вв., как правило, сопровождались погромами и убийствами. Только в 1603 г. около 25 тыс. китайцев было вывезено в горы пров. Пампанга, где большинство из них было убито. В 1639 г. Париан вновь был сожжен и было убито 22 тыс. китайцев [11, с. 216]. Но указы об изгнании китайцев обычно через некоторое время отменялись, поскольку галионная торговля с обменом китайских товаров на мексиканское серебро была источником обогащения для испанских чиновников. [...]

Китайские метисы на Филиппинах / Викимедиа

В Индонезии обострение отношений между голландцами и местными китайцами произошло в 30-х — начале 40-х годов XVIII в. Оно было связано с большим наплывом в колонию китайских иммигрантов, не всегда находивших себе занятие. К 1733 г. только в Батавии и ее окрестностях проживало не менее 80 тыс. китайцев [271, с. 404]. Их положение осложнялось тем, что правительство Цинов запретило в 1728 г. всем китайцам, выехавшим из страны без разрешения, возвращаться на родину.

Голландские колониальные власти, со своей стороны, опасаясь скопления переселенцев, ужесточили политику по отношению к проживающим на Яве китайцам. Им запретили «бродяжничать», т. е. передвигаться по стране в поисках работы, открывать новые лавки. Торговцев обложили непосильными налогами. За незначительные проступки китайцев подвергали суровым наказаниям. Без письменного разрешения голландских властей китайцы не имели права выезжать за пределы города, в котором проживали. Любого китайца, ответ которого на вопрос об источниках средств к существованию не удовлетворял голландского чиновника, арестовывали и высылали в другие голландские колонии, на острова Банда, Цейлон или Мыс Доброй Надежды [191, с. 17; 271, с. 404—405].

Китайские метисы на Филиппинах / Викимедиа

Дискриминационные меры, сопровождаемые вымогательствами со стороны чиновников, вызвали большое недовольство в китайской колонии и привели в 1740 г. к волнениям. Голландские власти жестоко расправились с недовольными: около 10 тыс. китайцев было убито [133, с. 230; 271, с. 406]. После этих трагических событий в Батавии осталось немногим более 3 тыс. китайцев [191, с. 18]. При этом были сохранены в силе ранее принятые дискриминационные меры: китайцам разрешалось селиться только в отдельных кварталах и местах, определенных властями, для поездок в другие города требовалось специальное разрешение [191, с. 18].

Вместе с тем события 1740 г. показали, что китайцы заняли прочное место в экономической жизни колонии, что они были необходимы в качестве посредников как для голландцев, так и для коренного населения. Поэтому, после того, как к 1742 г. волнения китайцев были окончательно подавлены, голландцы объявили о всеобщей амнистии, а администрация Ост-Индской компании обязалась учитывать интересы местных китайцев в тех областях деятельности, которые были им дозволены. Благодаря этому во второй половине XVIII в. восстановилась численность и экономическая активность китайских поселенцев в Индонезии. 

Источник: Г. И. Левинсон. Китайские этнические группы в странах Юго-Восточной Азии. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. – С. 32-34.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
§250. Здесь мы займемся только законом, регулирующим отношения между взрослыми. Выраженный в этических терминах, он гласит, что каждый индивид должен нести последствия своего собственного поведения. Во всей под-человеческой жизни этот принцип под-человеческой справедливости господствует безгранично. §251. Но под-человеческая справедливость крайне несовершенна, как в общем, так и в частном. В общем она несовершенна в том отношении, что существуют многочисленные виды, поддержание которых основано на массовом истреблении других видов; в частном она крайне не...
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Гуманитарные науки
Курт Левин о том, как передать человеку новую систему ценностей
Теория Творчества
Культура как фактор развития науки
Гуманитарные науки
Как анонимность пробуждает в нас самое злое и причем тут когнитивный диссонанс
Гуманитарные науки
Как работают аргументы в пропаганде
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»