Диссонанс между звуком и музыкой, или как создать зрительский дискомфорт в кино

0
Фрагмент нашел Андрей Грабовский12/14/2022

Термин «‎саунд-дизайн» придумал Фрэнсис Форд Коппола, чтобы охарактеризовать работу, которую проделал Уолтер Мерч для фильма «‎Апокалипсис сегодня» 1979 года. Он не только выполнил монтаж изображения, но и создал и интегрировал звуковые эффекты в сюжетную линию, дополняя происходящее на экране. Это сотрудничество звука и изображения придало фильму большую глубину и силу.

Сегодня саунд-дизайн обычно используется для обозначения специальных звуков, созданных для конкретной машины, существа или события. Хорошим примером такого типа звукового дизайна является сцена в душе в ремейке фильма «‎Психо» 1998 года.

Мне поручили оформить с помощью звука знаменитую «‎сцену в душе». Я знал, что просто наложение необходимых эффектов не сделает чести этому фрагменту, и начал с прослушивания сцены из оригинального фильма 1960 года. Звук в ней использовался экономно, но эффективно – было всего несколько эффектов. 

Оригинальная версия фильма была смикширована в монофоническом, а не стереофоническом формате. Это натолкнуло меня на мысль записать все звуки в стерео, даже звук самой воды.

Я наметил сцену и определил, какой реквизит мне понадобится для создания нужных звуков. Затем я приобрел все необходимое, включая нож, похожий на тот, которым ударили жертву. Моя цель состояла в том, чтобы зрители воспринимали звуки как гиперреалистичные, как будто они находятся в душе, где их режут ножом, а не просто наблюдают за происходящим.

Я искал и нашел гостиничный номер, который был почти идентичен тому, что показан в фильме. Вместе с человеком, который записывал звуки, и моделью, которая должна была стать жертвой, мы записали множество звуков. Мы записали душ с каждого угла камеры, использованного при монтаже картины. Мы записали, как модель моет свое тело, как ее ноги двигаются в ванне, как она скользит спиной по плитке, как вода попадает на ее кожу. Как только мы закончили с моделью, мы записали, как вода стекает в слив, как занавеска для душа сдвигается, затем опускается и, наконец, как включается ручка душа. Я купил две шторки и четыре комплекта колец, чтобы мы могли записать несколько дублей, пока не добьемся нужного звука.

Когда все звуки тела жертвы и самого душа были записаны, я перешел к ударам. В оригинальном фильме для создания звуков ударов использовалось только жаркое из говядины и тяжелый нож, но я хотел получить гиперреалистичный звук, который заставил бы волосы на затылке каждого зрителя встать дыбом. Я хотел придать ударам различные текстуры, чтобы они казались ужасающими. Для создания текстур я использовал жареное мясо, канталупу, арбуз, кассабу и капусту. Я с радостью заметил, что когда я вытаскивал нож из капусты, я слышал особый звон в лезвии, как будто оно ударялось о кость.

Я знал, какая музыка будет использована в этой сцене, поэтому я настроил высоту тона на кольце ножа в капусте так, чтобы оно не совпадало с тоном музыки. Я хотел, чтобы этот звук раздражал зрителей, заставлял их чувствовать себя неловко. Другие звуки ударов ножом по говядине и фруктам были полезны для придания им реалистичного и тревожного звучания, но именно кольцо сделало удары действительно ужасающими.

Я считаю это базовым звуковым дизайном, потому что я сделал больше, чем просто разместил звуковые эффекты синхронно с картинкой. Я принял во внимание фильм в целом, важность сцены в рамках сюжета фильма и то, как музыка, звуковые эффекты и диалог (крик) будут работать вместе, чтобы создать для зрителей желаемый эмоциональный опыт, который был бы гиперреальным.

Источник: P. Winters. Sound Design for Low & No Budget Films. NY, Routledge, 2017. Electroniс book.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Photoshop – наиболее известный, популярный и востребованный софт по работе с растровой графикой. Если необходимо создать обложку для ролика на ютубе, иллюстрацию для книги или соцсетей, отредактировать фото, то Photoshop – это ваш выбор. Его официальная история отсчитывается с 1990 года, когда в свет вышла первая версия программы. Более чем за 30 лет Photoshop многократно изменялся и усиливался: появлялись новые подходы, инструменты, фичи. Каждая новая версия предоставляла новые возможности или улучшала имеющиеся. Вместе с возможностями изменился пользова...
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Livrezon-технологии
Сайт личного архива: ошибки при создании
Livrezon-технологии
Интерфейс как форма выражения процедуры: как устроен калькулятор
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств
IT
Apple Vision Pro: революция или чемодан без ручки?
Искусство и дизайн
«Хм, что-то знакомое…», или как композитор «Хоббитов» создавал связь с трилогией «Властелина колец»
Искусство и дизайн
Как классическая музыка обыгрывает буквальные сюжеты
Искусство и дизайн
Как музеи в СССР вели антирелигиозную пропаганду
Искусство и дизайн
Как музыка вызывает «возбуждение страстей»
Искусство и дизайн
Как музыка сопровождает движение объектов в кадре?
Искусство и дизайн
Картины есть, но вы их никогда не увидите