Дневник педагога. Запись #1: о новых учениках и речевых шаблонах

2
Братчикова Надежда Владимировна10/13/2020

Надежда Братчикова — педагог, психолог.
Создатель методического кружка для детей 6-7 лет «Фотографии в лужах: как научить ребенка композиционному построению в городских условиях» и автор одноименной книги.

Дети пяти лет — милые зайчики, с медленным ритмом работы, с добровольными зависаниями на мозаиках, пластилине и рисовании. Ко мне в группу однажды пришел пятилетний мальчик, который всё занятие (час!) собирал детскую шестигранную мозаику на подставочке и не хотел ни на что больше переключаться.

Шестилетние дети, вырастающие из моих пятилетних, собраны и решительны. Они освоили правила и исполнены понимания, что жизнь жестока и несправедлива, а работать — необходимо. Их родители уже научились разворачивать детей лицом к домашнему заданию и тоже приходят работать.

Иначе ведут себя новички: как родители, так и их дети.
Вообще, новичок в группе — это всегда вызов. Дети показывают себя во всей красе, пытаясь скрыться от внимания или, наоборот, внимания к себе требующие изрядно.

В этом году в группу боевых шестилеток пришёл новый участник. Не набралась для него группа. А мама просила очень взять. Пришлось его пустить в рабочую группу.

И вот первая встреча после каникул.
Даю разные задания, чтобы понять: что дети помнят, а что нет; что изменилось в моторике. 

Одно из заданий — на внимательность.
На карточках нарисованы лабиринты, нужно внимательно искать сундуки в проходах и их считать. На обратной стороне карточек — ответы. В прошлом году мы провели с детьми серию экспериментов: так ли сладка победа, если подсматривать ответы? Оказалось, что такая победа скучна, окружающие смотрят плохо (и обзываются). В общем, минусы перевешивают плюсы. 

Конечно, в прошлом году без истерик и горьких слёз не обошлось. Сложно осознавать, что ты не самый внимательный в группе.

Дети за лето игру подзабыли, начали пальцем водить по лабиринтам, считать и тут же почти хором выдали ответ: быстро и не правильно... 😄

Это вообще любимая детская ошибка — что-то сделать и что-то ответить. Опаньки. Не работает. Первые карточки у всех проиграны. «‎Не торопитесь», — говорю. — «‎Дело не в быстроте».

Дети вздохнули печально, замедлились и смирились:
— У меня не получилось. Ничего! Я мало пробовал. Дайте ещё карточку.
— Опять не получается. Нужно пробовать ещё.

С новичком села рядом. Просматривает карточки быстро, не внимательно, считает не верно.
«‎Не торопись», — повторяю я. — «‎Внимательно просматривай все возможности». 

А он вздыхает и отвечает:
❗ — Мне не везёт.

Понятно, на первом занятии незнакомому шестилетнему ребёнку опровергать невезение бессмысленно. Только за речевыми шаблонами слежу, не корректирую.

А тут и день учителя подоспел. Родители поздравляют. Розочки, все дела. Мама новичка тоже написала пожелание. Ещё один речевой шаблон:
❗ — Желаю вдохновения для реализации текущих и будущих проектов.

На этом я, как Шахерезада, прекращу дозволенные речи и не буду продолжать о том, почему дело не в везении и не во вдохновении. И почему новичкам сложно входить в рабочие группы.

P. S. Кстати, это пожелание — ещё ничего. Однажды я на Книжном салоне в Санкт-Петербурге покупала книгу про спиральную динамику (было интересно, что за зверь такой), в придачу получила автограф редактора (переводная книга) со словами: «‎Желаю Вам заслуженного и незаслуженного счастья!»

Следующая статья
Livrezon-технологии
Как развивались представления о чтении с Античности до наших дней
В 1658 году восемнадцатилетний Жан Расин, обучавшийся в аббатстве Пор‑Рояль под бдительным присмотром цистерцианских монахов, случайно наткнулся на раннюю греческую повесть «Феоген и Хариклея». Почерпнутый из этой книги образ трагической любви он вспоминал много лет спустя, когда писал «Андромаху» и «Беренику». Он ушел с книгой в окружавший аббатство лес и с увлечением начал читать, как вдруг появился пономарь, вырвал книгу из рук мальчика и бросил ее в костер. Вскоре после этого Расин ухитрился достать еще один экземпляр, который также был обнаружен и сожжен. Это побудило его купить еще одну ...
Livrezon-технологии
Как развивались представления о чтении с Античности до наших дней
Livrezon-технологии
История наоборот, или фирменный юмор Оскара Уайльда
Педагогика и образование
Как повышать культурный уровень детей и подростков? Педагогические приёмы для юных айтишников
Livrezon-технологии
Как устроены политические карикатуры и почему они работают
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #73: Для чего мы читаем художественные книги?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #72: Как дети читали книги и обнаружили, что взрослые бывают одинокими
Livrezon-технологии
Фактчекинг в тексте: что и как проверять? Приём «Конкретизация»
Livrezon-технологии
Как обстановка помогает в работе: писательские приёмы Чарльза Диккенса
Livrezon-технологии
Как глубоко можно интерпретировать текст: отрывок из книги Умберто Эко
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Livrezon-технологии
Курсовая работа здорового человека vs «Курсач курильщика»
Livrezon-технологии
Сайт личного архива: ошибки при создании

Комментарии (2)

Шишканов Александр 4:44:20 PM 10/25/2020
Пользователь

Интересная заметка. Благодарю!

Капишев Петр 5:26:11 AM 10/14/2020
Пользователь

Очень интересно, спасибо.