Дневник педагога. Запись #12: О сложном-сложном выборе

1
Братчикова Надежда Владимировна12/29/2020

Наступает новый 2021 год, в математическом клубе ЛИСА — новогодние каникулы, а перед расставанием — подарки и поздравления.

Традиционно, наш лучший математический подарок — книга. Но некоторые дети с этим не согласны, а другие дети не привыкли получать в подарок книги. Что дарят обычно детям? Конфеты и игрушки. Книги — подарок странный, по сегодняшним временам.

Прекрасно помню, как в детстве пела в хоре «Капельки» (Аничков дворец) и нам, при переходе в другой хор по возрасту, выдали в подарок книги. Книг было много, выдавали их случайно. Мне попалась какая-то страшно нудная тонкая книга современного на тот момент советского автора (не Пришвина, не Бианки) о природе и социуме, которую я попыталась прочитать. Но так и не дочитала. Бывают же странные подарки.

Если неподготовленных детей спросить, что они считают хорошим подарком на новый год, то пятилетние дети назовут «‎лего» и фейерверки, а первоклассники назовут абстрактные «‎игрушки».
Когда подарком оказывается книга, одни дети радуются, а другие разочаровываются.

Дети иногда бунтуют, кричат, что книга — это не подарок. Вот мармеладки в форме «‎лего» или наборы фокусов — это да, это по-настоящему.

И вот представьте: заканчивается год. Дети заговорчески спрашивают: «‎А что Вы нам подарите?» Я тяну: «‎Лучший подарок - это....» и слышу : «‎Нееет! Опяяять?»

Помните, был мультфильм «‎Ушастик и его друзья»? Там лисичка выталкивала зайчика за дверь и говорила своей маме-лисе, хищно облизывающейся: «‎Позавчера заяц под соусом, вчера заяц под соусом, не хочу, не хочу, не хочу, а хочу на обед клубничное мороженое».
Вот и дети так: позавчера книга, вчера книга, не хочу, не хочу, не хочу, подарите другое.

В принципе, можно. Поэтому дети из этой группы получили возможность выбрать себе подарок. Выбор, правда, был не велик: красивый леденец — или книга.

И дети засомневались.
«‎А можно и то и то?»
«Нет, — говорю. — Только одно. Не «и», а строгое «или».

Колеблются. Замерли. Друг на друга поглядывают.
«‎Хорошо, — говорю. — Тогда усложняем. Если выбираете леденец — сразу берите. Если хотите книгу, то просто взять недостаточно. Вы ещё должны представить письменно восемь причин, почему вам эта книга нужна».

Дети погрустнели.
«‎Берите леденцы, — говорю. — Книгу же читать надо. А ещё задание по ней дам, выполнять придётся, это разве подарок?»

Дети приходят в себя и спрашивают:
«‎А если я напишу, что мне нужен леденец, то и его получу?» — «‎Нет».
«‎Я буду писать! Мне книга нужна! А леденцов мне мама тысячу купит».
«‎Я не могу восемь написать, только пять». - «‎Для получения книги необходимо написать восемь причин».

Дети вздыхают, поглядывают на леденцы и печально пишут, почему им нужна книга. Почему они выбрали книгу, не смотря на притягательность лакомства. Сдают работы, получают книги. Радуются и печалятся. Леденцы остаются лежать на столе.

UPD: от 11 марта 2021 года.

Новый год прошёл. Прошла зима.
Начало весны приносит новый повод дарить подарки (23 февраля и 8 марта).
Дети снова получили книги и, снимая с них плёнку, внезапно вспомнили новогодний подарок — того самого Диккенса, которого они выбирали со слезами на глазах, записывая долгих восемь аргументов о нужности книги и печально оставляя на столе манящие сладости.

— Кто прочитал? — спрашиваю.
— Я!!! Мне очень понравилось!

— А вы? — обращаюсь к двум другим детям.

Один опускает глаза и качает головой.

Другой:
— Не читал! Мой выбор был ошибкой!...

Фотографии — с занятий математического клуба ЛИСА
Следующая статья
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Нелепость поступков комедийных персонажей часто объясняется тем, что они не могут понять друг друга: в словах собеседника герою чудится совсем иной смысл, о котором говоривший и не подозревает. Причины такого непонимания бывают самыми различными: иногда это специально обыгрываемая глупость героев, иногда взаимное недоверие – каждый ищет в реплике собеседника особый подтекст, расценивает ее в свете своего представления о намерениях противника. Классический пример: визит Городничего к Хлестакову в гостиницу. Городничий полагает, что перед ним столичный чино...
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #73: Для чего мы читаем художественные книги?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #72: Как дети читали книги и обнаружили, что взрослые бывают одинокими
Livrezon-технологии
Фактчекинг в тексте: что и как проверять? Приём «Конкретизация»
Livrezon-технологии
Как обстановка помогает в работе: писательские приёмы Чарльза Диккенса
Livrezon-технологии
Как глубоко можно интерпретировать текст: отрывок из книги Умберто Эко
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Livrezon-технологии
Курсовая работа здорового человека vs «Курсач курильщика»
Livrezon-технологии
Сайт личного архива: ошибки при создании
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #71: Как «выучить» таблицу умножения
Livrezon-технологии
Интерфейс как форма выражения процедуры: как устроен калькулятор
Livrezon-технологии
Секреты мастерства выдающихся писателей: Оноре де Бальзак
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #70: «Красота» в издательстве «LIVREZON»