Дневник педагога. Запись #13: О трёх важных вопросах для родителей

0
Братчикова Надежда Владимировна1/12/2021

В образовательном процессе участвуют три стороны: ребёнок — родитель  педагог.
В этой заметке я буду говорить о родителях, а ребёнка и педагога держать в уме.

Многие кружки, и математический клуб ЛИСА тоже, набирают новичков осенью, в сентябре.
Подумать о том, чем заниматься ребёнку, родителям следует уже сейчас, после нового года. Для этого придётся разобраться с тремя важными вопросами.

1. Откуда в кружок придёт ребёнок?

Для того, чтобы ребёнка чему-то научили, он должен в какой-нибудь кружок прийти. А чтобы прийти, он должен откуда-то выйти. Каждый ребёнок выходит из семьи, в которой свои ценности, традиции, среда, стереотипы — своя семейная картина мира.

Каждая семья свой интегральный взгляд на мир вручает ребёнку и ребёнок носит его с собой по кружкам как ярмо на шее.

Семейная картина мира для ребёнка — это, с одной стороны, шоры, ограничивающие восприятие, а, с другой стороны, точка отсчета.

Почему важно разобраться с семейной картиной мира? Чтобы представлять, с какими трудностями ребёнок столкнется в кружке. Семейная картина мира - это исходная точка, из которой ребёнок делает шаг. Семейные ценности могут противоречить правилам кружка и препятствовать адаптации ребёнка в кружке.

Адаптация состоит из двух частей: адаптация к коллективу и адаптация предмету.
Коллектив в кружках собирается определённой направленности, под задачу. В одном направлении будет ребёнок шагать с коллективом, будет ли соблюдать правила общения или растеряется - во многом зависит от точки отсчета, от семейной картины мира.

Предмет кружка тоже может противоречить семейным ценностям. Если родители не читают книг, и дома книг мало, а ребёнка отвели в поэтический кружок, ребёнку будет тяжело адаптироваться.

Родителям, которые не разобрались со своим мировоззрением, ценностями семьи, всё равно в какой кружок ребёнка вести. Не важно куда. Нет никакой разницы. Главное, чтобы ребёнок там, куда его привели, начал себя как-то проявлять и не потерялся среди других детей, адаптировался к предмету и к коллективу.

Однако, есть один подвох в стратегии «‎отдать ребёнка куда-нибудь, а потом посмотреть - понравится ли ему». Может так случиться, что ребёнку нужен конкретный кружок, и проявляет он себя в кружке, не теряется, но семейная картина мира не позволяет ему вписаться в кружок. Не адаптируется он ни в коллективе, ни к предмету. Обычно родители решают, что выбрали не верное направление и закрывают для ребёнка нужное ЕМУ направление, не позволяют далее в этом направлении развиваться.

Если пришла пора отдать ребёнка в кружок —задумайтесь о начальных условиях (круге семейных ценностей).

2. Есть ли движущая сила? 
Готовы ли родители поступить в кружок вместе с ребёнком?

За каждым способным ребёнком стоят помогающие родители. Родители, которые активно участвуют в работе ребёнка, планируют время, чтобы ребёнок не опаздывал и делал домашнюю работу, сидят рядом, чтобы вовремя похвалить или подбодрить, если не получается, заинтересовать, если ребёнок отвлёкся.

Когда родители отдают ребёнка в кружок — они и сами туда поступают и учатся вместе с детьми.
Кружок - это не группа продлённого дня, не место пребывания ребёнка, пока родители заняты. Нужно участвовать в совместной работе.

Есть ли возможность и желание у родителей выделить в своём расписании время для совместной работы с ребёнком?

Если отдать ребёнка в поэтический кружок — нужно будет читать много стихов, изображать бурную радость при чтении стихов ребёнком и пр.

Существуют ли дети, которые без поддержки родителей, сами, в 6 лет, выходят на высокий уровень? Наверняка есть. Напомню, что из треугольника я рассматриваю только одну вершину — родителей. Если родители не помогают, всё зависит от самого ребёнка и педагога. Но надо понимать, что реализоваться в кружке без поддержки родителей ребёнку будет намного труднее, чем с поддержкой.

Если пришла пора отдать ребёнка в кружок - морально готовьтесь поступить в кружок вместе с ребёнком.

3. Примет ли семья результаты ребёнка?

Когда кружок выбран, надо в кружок походить (вместе с ребёнком — см. п. 2) и посмотреть: что получается, насколько ребёнок «‎развернулся» в кружке, широко ли пространство для реализации его склонностей.

В кружке семейные ценности ребёнка столкнутся с багажом правил кружка. Когда ребёнок выйдет из кружка, его картина мира изменится.

Может так случиться, что интерес ребёнка будет лежать за пределами семейного мировоззрения (см. п. 1). Что родители поставят выше: ценности семьи или интерес ребёнка? Примут ли родители новые правила и изменившегося ребёнка — или ребёнок будет учиться врать, чтобы одновременно соответствовать ожиданиям и семьи и кружка?

Ребёнок вырастает в семье, семья — его точка отсчета, основа его картины мира. Однако, ребёнок — самостоятельная единица социума. Так или иначе, он вырастет и из родительской семьи уйдёт, чтобы создать свою.

Если пришла пора отдать ребёнка в кружок — подумайте (открытый вопрос!), сможет ли ребёнок, живя в вашей семье, развиваться в направлениях, которые ему интересны?

Фотография — проект «Фотографии в лужах».
Следующая статья
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Нелепость поступков комедийных персонажей часто объясняется тем, что они не могут понять друг друга: в словах собеседника герою чудится совсем иной смысл, о котором говоривший и не подозревает. Причины такого непонимания бывают самыми различными: иногда это специально обыгрываемая глупость героев, иногда взаимное недоверие – каждый ищет в реплике собеседника особый подтекст, расценивает ее в свете своего представления о намерениях противника. Классический пример: визит Городничего к Хлестакову в гостиницу. Городничий полагает, что перед ним столичный чино...
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #73: Для чего мы читаем художественные книги?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #72: Как дети читали книги и обнаружили, что взрослые бывают одинокими
Livrezon-технологии
Фактчекинг в тексте: что и как проверять? Приём «Конкретизация»
Livrezon-технологии
Как обстановка помогает в работе: писательские приёмы Чарльза Диккенса
Livrezon-технологии
Как глубоко можно интерпретировать текст: отрывок из книги Умберто Эко
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Livrezon-технологии
Курсовая работа здорового человека vs «Курсач курильщика»
Livrezon-технологии
Сайт личного архива: ошибки при создании
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #71: Как «выучить» таблицу умножения
Livrezon-технологии
Интерфейс как форма выражения процедуры: как устроен калькулятор
Livrezon-технологии
Секреты мастерства выдающихся писателей: Оноре де Бальзак
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #70: «Красота» в издательстве «LIVREZON»