Несколько лет в математическом клубе «ЛИСА» идёт проект «Читаем с детьми». Дети вместе с родителями, под моим руководством, читают 3-5 книг в год.
Читать ВМЕСТЕ с детьми – это достаточно сложная работа для родителей! Книги мы берём интересные как для детей, так и для родителей. Проект – для всей семьи, и родители не должны скучать. Однако обязанность помогать детям читать эти интересные книги выводит родителей из себя…
Представьте:
➜ Ребенка нужно посадить читать и писать (задания дети выполняют письменно).
➜ Ребенка надо проконтролировать, чтобы он точно прочитал книгу.
➜ Неподготовленным детям текст книги необходимо объяснить десять раз.
➜ Ребенка надо проконтролировать, чтобы он точно написал ответ.
➜ Нужно следить за интенсивностью выполнения заданий – есть срок, когда задания должны быть сданы.
➜ Время от времени дети ленятся, халтурят, ноют и пр. Родителям необходимо культивировать терпение и укреплять железные нервы :)
Работа родителей – сложнейшая! Не зря проект называется «Читаем с детьми». Не «Читают дети», а именно ЧИТАЕМ.
Время от времени родители с надеждой меня спрашивали: «А нельзя ли почитать БЕЗ детей?». Интересная такая книга, но дети… Этой весной, в апреле 2022 года, проект для родителей наконец-то был запущен. Родители просияли, увидев название: «Читаем БЕЗ детей».
Проект для взрослых – это не то же самое, что проект для детей. У детей абстрактное мышление только развивается, а взрослые без абстрактного мышления не выжили бы и детей бы не вырастили. Значит, и уровень работы с родителями должен быть иной сложности, и книга – совсем уж не детская.
Для чтения мы взяли трагедию Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский».
В пьесе 20 сцен. Близилось лето, затягивать не хотелось, поэтому мы прочитали книгу за месяц, периодически собираясь поговорить и поспорить о происходящем в пьесе. Чем хороши интересные ВЗРОСЛЫЕ произведения, так это неоднозначностью. Один понял так, другой – эдак, и выстроились несколько новых, отличных друг от друга историй.
Прежде чем начать чтение, я выдала родителям «пред-задание»: найти на своей полке три книги, в которой один из героев умирает, и рассказать, как другие герои реагируют на его смерть.
Во-первых, достав с полки классику, родители обнаружили, как скупо описаны в книгах реакции окружающих на смерть героя. Во-вторых, оказалось, что они по-разному понимают полученное задание. Одни, анализируя произведение, присваивают почившему герою характеристики: возраст, характер и др. и указывают, что привело того к смерти. Другие отмечают в тексте эмоциональные действия героев и выписывают цитаты. Одни подробно описывают фрагменты, другие – кратко, третьи – вообще интерпретируют написанное.
С помощью этого «разгоняющего» задания родители убедились, что «единственно правильного решения» нет и что задания друг друга можно анализировать и сравнивать со своими, улучшать результаты и даже кардинально менять точку зрения! Таким образом мы сразу задали правила и темп работы.
Вам, вероятно, интересно, чем отличается взрослая группа от детской? Основное отличие в том, что родители работают с удовольствием.
Дети тоже проявляют эмоции. Разные. И среди них есть удовольствие, особенно когда мы собираемся вместе, чтобы обсудить прочитанное. Однако, работа детей на проекте эмоционально наполнена совершенно по-разному. Например, когда им задают не устные, а письменные домашние задания, которых они не любят. Или когда д/з вовсе заставляют переделать (такое тоже бывает!).
Ни один из взрослых участников не увидел перед собой барьеров в том, чтобы много думать и много писать от руки, а затем читать много чужих работ и опять много думать…
Я долго работаю с детьми, я получила образование, чтобы работать с детьми, и я привыкла, что детям всё тяжело. Даже когда кажется, что будет легко – найдётся хотя бы один ребенок, который упадёт под стул и будет стонать от недовольства тяжестью жизни. После проекта «Читаем БЕЗ детей» я хочу отметить: родители моих детей удивительны! Они не падают под стулья от тягот жизни! :)
Есть такой анекдот:
Беседа двух приятелей, и один говорит другому:
— Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты.
Второй, подумав, отвечает:
— Интересно… Я, вот, читаю Шекспира.
Первый:
— Ясно, кто ты. Ты лжец!
Скажи мы кому-нибудь, что читаем Шекспира, и окружающие люди бы зело изумились. Странный выбор для чтения в апреле, не так ли?
Конечно же, родители еще в юности знакомились с произведениями Шекспира. Но прочтение наверняка оставило смутное впечатление, ведь тогда они не участвовали в проекте «Читаем БЕЗ детей» и не разбирали Шекспира так, как мы делали это сейчас.
Чтобы оставить себе на память не только воспоминания о чтении и исписанные мелким почерком тетради, но также и эстетическое впечатление, одно из заданий было таким – сфотографируйте книгу. С детьми мы фотографируем каждую книгу, которую читаем. Чем взрослые хуже?
Вторым заданием было найти в книге самую запоминающуюся цитату. Представляете: пьеса «толстая», слов в ней много, а два участника выбрали одну и ту же цитату – из письма Гамлета к Офелии!
Фотографируя книги, мы применили три приёма составления книжного натюрморта. Знаю, что некоторым родителям фотографировать книгу помогали дети, участники моего проекта «Фотографии в лужах» :)
После того, как у нас сложились мнения по поводу текста «Гамлета», и пользуясь тем, что Санкт-Петербург – город театральный, мы немедля двинулись в театры, чтобы узреть режиссерские видения пьесы. И были поражены. Вот правда – поражены. Рассуждали-рассуждали о тексте и вдруг увидели не учтенные нами точки зрения!
Нам и в голову не приходил, например, такой вариант: Гертруда постоянна пьяна от безысходности случившегося в её жизни. Или такой: дворцовый переворот затеял Фортинбрас, чтобы взойти на трон Дании. Многое из того, что поведали нам в театрах, мы не учли изначально, пока читали Шекспира.
Во время проекта родители написали множество эссе, но, как оказалось, я просила написать недостаточно много текстов. Об этом я узнала уже по завершении проекта, когда попросила родителей подумать о том, чего им не хватило, что бы сделало их жизнь ещё счастливее.
Вот, о чем они мне поведали:
Проект изначально был интригующий – родителям было очень интересно попробовать свои силы, почувствовать на себе тяготы участия ребёнка в аналогичном проекте «Читаем с детьми».
Маловероятно, что родители когда-либо стали бы перечитывать «Гамлета», с которым они знакомы с юности. Проект предоставил удивительную возможность прочесть хорошую книгу, вспомнить свои подростковые впечатления, посмотреть на пьесу с разных сторон и обнаружить, как совершенно по-другому раскрылся текст. С других сторон и с другими акцентами.
Родители уже знали, как здорово читать книгу под руководством наставника вместе с командой внимательных единомышленников – ни одна деталь не уходит из вида – и ожидания оправдались.
Ещё до проекта родители начали беспокоиться о том, что им будет очень сложно формулировать ответы на вопросы (детям же сложно!). Оказалось, это и правда так. Причем, сложно не только сформулировать свои ответы, но даже и уловить между строк то, что имел в виду Шекспир.
Однако в процессе чтения появилась потребность записывать и высказываться. Оказалось, что эссе, не шибко любимое детьми, взрослым необходимо писать часто. Каждую неделю.
Родители, зная, сколько времени занимает у детей участие в проекте «Читаем с детьми», заранее беспокоились, что сами они его не найдут. Однако, проект оказался для них таким захватывающим, что свободное время будто бы «растянулось», чтобы они успели выполнить домашнее задание.
Показалось, будто бы времени в сутках стало на час-два больше… Родители задумались об особенностях планирования и стали учиться правильно расставлять приоритеты. Оказалось, нужна четкая организация, чтобы выделить положенные пару часов для участия в проекте. Это было очень сложно. Но ещё тяжелее – найти в себе силы, чтобы вовремя выложить сделанные отчеты.
История про юного Гамлета, которого не любили Клавдий и Гертруда, оказала на взрослых терапевтический эффект. Хочется быть любящими, слушающими и поддерживающими детей родителями, – а не такими, как в трагедии Шекспира.
Если бы дети читали вместе с нами, то получили бы инструмент на вооружение. В минуту непонимания со стороны родителей они могли выкрикивать: «Ты такой же, как Клавдий!..» – и те, несомненно, мигом бы меняли своё поведение :)
Детей ведь иногда сложно уговорить почитать и порассуждать. А тут родители были сам себе хозяева, можно было насладиться чтением.
Родители не просто читали, а читали и отвечали на вопросы. Вопросы заставляли родителей задуматься и поразмыслить. Приходилось несколько раз перечитывать текст, чтобы найти для себя нужный ответ.
Одни вопросы меняли и переворачивали симпатию к героям. На другие оказалось очень сложно ответить, и это произвело на читающих сильнейшее впечатление. Порой было трудно понять отношение героя к происходящему по нескольким словам. Вопросы были неожиданные. Иногда думаешь: зачем этот вопрос? А прочитав еще пару глав, понимаешь, зачем.
Вы когда-нибудь замечали, как, читая книгу, с первых страниц формируете своё представление о герое и затем не меняете его? С первых страниц складывается определенное впечатление о персонажах, об их поступках, об описанных событиях.
В проекте отношение ко всем героям пьесы менялось постоянно. Чтобы дать развернутые ответы на вопросы, приходится перечитывать, и каждый раз ты замечаешь новые детали, которые разворачивают представление на 180°. Параллельно читают и другие участники. Они обязательно увидят что-то интересное, на что ты мог и не обратить внимания.
На онлайн-встречах мы обсуждали одну точку зрения за другой, и, причем, с каждой соглашались. Следующие друг за другом мнения могли быть противоположными и весьма неожиданными, а мы находили, как подкрепить их всё новыми и новыми примерами. Это было классно – услышать то, о чем никогда раньше не задумывался, даже не предполагал.
Участникам проекта постоянно приходилось анализировать героев. Например, предполагать их возраст или узнавать что-то новое об авторе, пытаясь понять, почему герои поступают именно так, а не иначе.
Скучать не приходилось. Мы читали не только «Гамлета» – я подобрала и дополнительный развивающий материал: разные монологи, картины, мнения, спектакли и т.д.
Помните несколько страниц описаний природы у Майн Рида? В детстве мы научились их пролистывать. Так мы поступаем со всеми скучными моментами – смотрим на них сквозь пальцы.
В проекте приходилось фиксировать моменты, которые при самостоятельном прочтении читатели обычно благополучно «проскакивают», не вдаваясь в подробности. При быстром самостоятельном чтении можно не увидеть или не придать значения деталям, – а они потом окажутся важными! Внимательное чтение способствует более глубокому пониманию произведения. Складывается полная картина.
Родители знали, что дети в моих проектах отвечают письменно, и были готовы исписать тетрадку-другую. Но к такому объему нужно было привыкнуть. Это было сильное впечатление!
Детей утомляет чтение чужих работ, а родителей, наоборот, впечатляет. При этом, им интересно не только читать чужие работы, но и разговаривать с другими родителями. К тому же, эти разговоры строились не на «бытовой» теме, а на конкретной и весьма увлекательной. Иногда хочется по-человечески поговорить, но о чем попало разговаривать не интересно. А в проекте можно выразить свою точку зрения и узнать мнения других. Можно выйти за рамки своего понимания и увидеть, как по-разному мы воспринимаем одно и то же произведение.
Дети интересовались, расспрашивали о книге. Родители даже обсуждали с ними произведение, хотя те «Гамлета» не читали. Дети предлагали свою помощь с ответами на вопросы, искренне переживали за родителей и поддерживали их. Но и подтрунивали, мол, «вот, побудешь на моем месте!» :)
Необходимо отметить, что родители – это такие взрослые, которые на детских спектаклях бывают чаще, чем на взрослых. Они иногда даже мечтают сходить на что-нибудь «взрослое», но не так просто в родительском мире порой осуществляются желания.
Иногда родители всё же доходят до нужного им театра, но чтобы вынести оттуда эмоции: нравится или не нравится, близко ли к первоисточнику был спектакль, выразительно ли играли актёры, какова была атмосфера... Обычно взрослые ходят в театр, чтобы хорошо провести время.
В рамках проекта мы пришли на спектакль, чтобы проследить за трактовкой режиссера: насколько она совпадает или отличается от той, что была раскрыта нами. Мы пришли в театр не для того, чтобы провести время, а для того, чтобы сопоставить свое видение с режиссерским и обнаружить, что они совпадают далеко не во всём. Мы думали потом:
Мы посетили два спектакля, и родители отметили, что те вряд ли понравились бы им вне проекта. И хотя оценки взрослых, конечно, были неоднозначными, категории «нравится» и «не нравится» они уже не использовали. Они пытались посмотреть на постановку с объективной точки зрения – настолько, насколько позволяют их знания и умения.
Когда мы читаем книги с детьми, я стараюсь не показывать детям своего отношения к разным аспектам книги. Дети а) зависимы от чужого мнения, и б) хотят нравиться взрослым. И то, и другое нормально в жизни, но мешает проекту, ведь его смысл в том, чтобы усомниться в разных аспектах прочитанного. Хороши бы были результаты детей, если бы они полностью повторяли мою точку зрения и старались бы от неё не отличаться? :)
А вот со взрослыми всё наоборот, и я это не учла. Привычно не выразив своей точки зрения, я заинтриговала родителей. Возможно, напрасно я опасалась сбить их своим мнением? У взрослых, в отличие от детей, устойчивый взгляд на мир. Оказалось, родителям было бы интересно услышать мои выводы, мои мнения о произведении, мои впечатления о спектаклях. Учту и исправлюсь в следующем потоке проекта «Читаем БЕЗ детей».
Летом 2022 года идёт детский проект «Читаем с детьми». В руках моих учеников – дилогия Леонида Соловьева о Ходже Насреддине.
Книги для детского проекта я выбираю самостоятельно и с детьми не советуюсь.
Думая о продолжении взрослого проекта, я заинтересовалась: что бы хотели почитать родители? Участники проекта «Читаем БЕЗ детей», успешно сдавшие зачет, рассказали о своих предпочтениях.
С одной стороны, им интересно проанализировать и другие пьесы Шекспира, а также романы Ф. Достоевского, И. Гёте, Л. Толстого, греческие и римские трагедии и комедии. Много «взрослой» классики остается непрочитанной. Можно взять на заметку что-нибудь историческое или философское…
С другой стороны, родители сказали, что им хотелось бы прочитать то, что потом можно посмотреть на сцене театра. Оказалось, это такое невыразимое удовольствие – посещать спектакль после знакомства с произведением, ведь так можно узнать новую точку зрения!
На какое произведение вы бы хотели взглянуть по-новому? Напишите в комментариях!