Эстетическая проблематика искусства по Сергею Эйзенштейну

0
Викентьев Игорь Леонардович9/23/2019

Выготский вместе со своим сотрудником Лурия (разделявшим его взгляды, за что был позднее отлучен от официальной психологии и укрылся в исследования афазии и в нейронауки, благодаря которым получил мировую известность) и Марром пробовали помочь Эйзенштейну найти ответ на вопрос об особенностях иррациональных черт психики и языка и их использования в искусстве, в частности, кинематографическом.

Результаты этих занятий выразились в том понимании архаического комплексного мышления, которое предложено в посмертно изданной (в 1934 г.) книге Выготского «Мышление и речь» и в недавно опубликованном основ¬ном теоретическом труде Эйзенштейна «Метод» (следы занятий членов кружка отражены и в нескольких работах Лурия, в частности, в книжечке об исключительной памяти Шерешевского, поражавшего публику способностью запоминать длинные ряды сложных чисел, в книге об особенностях восприятия у жителей отдаленных горных кишлаков и в рукописи монографии о семантической афазии, сохранявшейся в архиве А. Р. Лурия).

Сходство подходов этих учёных с тем, что волновало Эйзенштейна, можно видеть, например, в данном ими истолковании открытия, сделанного американским этнологом Кашингом.

Кашинг, с юности перенявший выработанную американскими индейцами технику использования рук при изготовлении различных предметов, позднее открыл наличие у них ручных понятий, существующих наряду со словесными и зависящих от движений рук.

Значимость для понимания мышления у членов «первобытных» племен этого открытия, которое этнолог Леви-Брюль считал возможным только у гения, подчеркивали в своих этюдах по истории поведения Выготский и Лурия. Эйзенштейн, с трудом раздобыв в библиотеке изданную в конце XIX в. статью Кашинга, повторил его эксперимент, которому придавал большое значение. В той мере, в какой нарисованное рукой может формировать, отражать и выражать ручные понятия, развитие идеи Кашинга можно видеть и в роли рисунков для творчества Эйзенштейна.

Главная эстетическая идея «основной проблемы» искусства, по Эйзенштейну, заключается в том, что форма произведения должна воздействовать на архаичные механизмы психики, тогда как содержание произведения может быть ориентировано на современное логическое мышление.

Например, в неосуществленном замысле фильма «Капитал», съемке которого воспротивился Сталин, логическое содержание труда Маркса должно было быть передано средствами стилистики Джойса.

Весь кружок занимался внутренней речью и потоком сознания у Джойса. Лурия писал об этом в рукописи о семантической афазии, Эйзенштейн посвятил стилю «Улисса» специальное эссе, где речь шла и о возможностях иллюстрирования книги».

Дополнительная информация по теме: категория портала VIKENT.RU «Измененные состояния сознания»

Иванов В. В. Неизвестный Эйзенштейн-художник и проблемы авангарда. // Избранные труды по семиотике и истории культуры. — Том VII. Книга 2. — М.: Знак, 2010. — С. 380–390.
Следующая статья
Искусство и дизайн
5 этапов проектирования промышленного изделия
В промышленном изделии польза и красота связаны неразрывно. Красоту нельзя приложить к готовому изделию как нечто дополнительное. Она создается с самого начала проектирования, когда форма вещи выводится на основе ее объективной зависимости от функции, конструкции, материала, технологии. Поэтому метод художественного конструирования предусматривает работу художника-конструктора совместно с исследователем, конструктором, технологом и другими специалистами на всех стадиях проектирования, начиная с подготовительного этапа. Только при этом условии участие художника-конструктора может быть эффективн...
Искусство и дизайн
5 этапов проектирования промышленного изделия
Иностранные языки и лингвистика
14 способов, как раскрыть термин в научно-популярном тексте
Психология и психофизиология
Избирательное внимание как причина наших привычек
Искусство и дизайн
Как в будущем будут взаимодействовать разные направления искусства?
Иностранные языки и лингвистика
Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов
Искусство и дизайн
Жан Ренуар: операторские приемы на съемках «Тони» (1934)
Искусство и дизайн
Теоретические работы Казимира Малевича
Психология и психофизиология
7 типов расстройства личности
Искусство и дизайн
Современный гиперреализм как направление в живописи
Искусство и дизайн
Когда появились первые профессиональные гримеры и светооператоры?
Искусство и дизайн
4 базовых закона восприятия в дизайне и инфографике
Livrezon-технологии
В. Я. Пропп: Постоянные и переменные величины в сказке
Искусство и дизайн
Кинематограф Российской Империи: «сценарный голод»
Искусство и дизайн
Закадровый голос и его роль в восприятии фильма
Искусство и дизайн
Отечественный кинематограф: первые драмы, комедии и боевики
Психология и психофизиология
Абрахам Маслоу: 12 ошибок теории инстинктов