Феминизм и его яркие представители: Айседора Дункан

1
Рыжачков Анатолий Александрович6/22/2020

Я рассказываю кое-что из истории моего отца, потому что эти ранние впечатления наложили огромный отпечаток на мою дальнейшую жизнь. С одной стороны, я питала во­ображение сентиментальными романами, в то время как с другой — перед моими глазами был практический пример семейной жизни. Все мое детство, казалось, прошло под черной тенью этого таинственного отца, о котором никто никогда не говорил, а ужасное слово «развод» запечатле­лось на чувствительной пластинке моей памяти. Посколь­ку я не могла ни к кому обратиться за объяснением подобных вещей, попыталась обдумать их сама. Большин­ство прочитанных мною романов заканчивалось браком и тем благословенным состоянием, о котором больше не было оснований писать. Но в некоторых из этих книг, осо­бенно в «Адаме Биде» Джорджа Элиота, речь шла о де­вушке, которая не вышла замуж, о нежеланном ребенке и об ужасном бесчестье, обрушившемся на голову несчаст­ной матери. Меня потрясла несправедливость подобного положения вещей для женщины, и, сопоставив это с исто­рией моих отца и матери, я раз и навсегда решила посвя­тить свою жизнь борьбе против брака за эмансипацию женщин и за право иметь ребенка или нескольких детей по собственному желанию, стала защищать их права и досто­инство. Подобные идеи у небольшой двенадцатилетней девочки могут показаться странными, но жизненные об­стоятельства сделали меня не по годам развитой. Я ознако­милась с брачным законодательством и с возмущением узнала о рабском положении женщин. Я стала пристально всматриваться в лица замужних женщин, подруг моей ма­тери, и почувствовала, что на каждой из них лежит печать зеленоглазого чудовища и клеймо рабыни. И тогда я по­клялась, что никогда не унижусь до подобного положения. И эту клятву я всегда выполняла, даже когда столкнулась с отчуждением матери и непониманием всего мира. Одно из положительных деяний советского правительства — упразд­нение брака. У них два человека расписываются в книге, и под подписью значится: «Эта подпись не возлагает ника­кой ответственности ни на одну из сторон и может быть аннулирована по желанию каждой из них». Подобный брак — единственное соглашение, на которое может пойти свободомыслящая женщина, и единственная форма брака, \ под которой я когда-либо подписывалась.       

Сейчас, полагаю, мои идеи в большей или меньшей сте­пени разделяет любая женщина, наделенная свободным духом, но двадцать лет назад мой отказ выходить замуж и личный пример, доказывающий право женщины рожать Детей вне брака, вызвал полное непонимание. Многое из­менилось, и в наших умах произошла столь значительная революция, что сегодня, думаю, каждая интеллигентная женщина согласится со мной, что этическая сторона брачного кодекса совершенно для нее неприемлема. И если, невзирая на все сказанное, интеллигентные женщины продолжают выходить замуж, это происходит потому, что им не хватает мужества отстаивать свои убеждения, и если вы прочтете список разводов за последние десять лет, то поймете, что я говорю правду. Многие женщины, перед которыми я проповедовала доктрину свободы, слабо воз­ражали: «Но кто же тогда станет содержать детей?» По- моему, если брачная церемония необходима как своего рода защита, призванная обеспечить поддержку детей по принуждению, значит, вы выходите замуж за человека, который, как вы подозреваете, при определенных услови­ях откажется обеспечивать своих детей, а это довольно низкое предположение. Значит, вы выходите замуж за мужчину, которого заранее подозреваете в непорядочно­сти. Но я не такого невысокого мнения о мужчинах, что­бы полагать, будто большинство из них столь низкие человеческие экземпляры. […]

Моя сестра Элизабет основала при грюнвальдской школе комитет из наиболее известных дам и аристократок Берлина. Узнав о Крэге, они прислали мне длинное пись­мо, составленное в высокопарных выражениях, высказы­вающих порицание и утверждающее, что они, представи­тели добропорядочного буржуазного общества, не могут больше покровительствовать школе, руководительница ко­торой имеет столь распутные представления о морали.

По поручению этих дам письмо мне должна была вручить фрау Мендельсон, жена богатого банкира. Когда она вошла с этим ужасным посланием, то как-то нерешительно посмотрела на меня и, внезапно разразившись слезами, бросила письмо на пол и, заключив меня в объятия, ры­дая, произнесла:

— Только не думайте, что я подписала это гнусное письмо. Что же касается остальных дам, ничего не поде­лаешь, они не будут больше покровительствовать школе. Они доверяют только вашей сестре Элизабет.

У Элизабет были собственные убеждения, но она не предавала их огласке, и я поняла, что кредо этих дам за­ключалось в следующем: все хорошо, если вы все держите в тайне. Эти женщины возбудили во мне такое негодова­ние, что я наняла зал филармонии и прочла специальную лекцию о танце как искусстве освобождения, а закончила ее беседой о праве женщины любить и рожать детей по собственному желанию.

Конечно, мне могут возразить: «Но что будет с деть­ми?» Что ж, я могу назвать многих выдающихся людей, рожденных вне брака. Это не помешало им добиться сла­вы и богатства. Но, оставляя это в стороне, я спрашивала себя: как может женщина вступить в брак с человеком, который, по ее мнению, настолько низок, что в случае размолвки не станет даже поддерживать собственных детей? Если она считает его таковым, то зачем выходит за него замуж? Я полагаю, что правда и взаимное дове­рие — первые принципы любви. Во всяком случае, я, как женщина, сама себя обеспечивающая, считаю, что если я приношу в жертву свою силу, здоровье, может быть, даже рискую жизнью ради того, чтобы иметь ребенка, то я не стану этого делать, если в будущем мужчина может за­явить, что ребенок по закону принадлежит ему и он за­бирает его у меня, а я смогу видеть его только три раза в год.

Один остроумный американский писатель однажды так ответил своей любовнице, когда она спросила: «Что ребе­нок подумал бы о нас, если бы мы не были женаты?» — «Если бы твой ребенок и мой ребенок был таким, нам было бы наплевать, что он о нас думает». Каждая интеллигентная женщина, которая, прочитав брачный контракт, все же соглашается подписать его, за­служивает всех вытекающих из него последствии.

Лекция вызвала большой скандал. Половина зрителей сочувствовала мне, а другая свистела и бросала на сцену все, что попадало под руку. В конце концов несогласные покинули зал, а с остальными у меня состоялась интерес­ная дискуссия о правах женщин и существующих неспра­ведливостях; затронутые нами темы значительно опереди­ли современное женское движение.

А. Дункан. Моя жизнь. — М.: Центрполиграф., 2009. — С. 22-24, 184-186.
Следующая статья
Биографии
Флоренс Найтингейл: почему будущая национальная героиня была разочарованием семьи
«Я хочу стать сиделкой решила Найтингейл. Наконец, появился свет в конце туннеля, но, к сожалению, он еще не был ярким. В те времена считалось немыслимым, чтобы женщина — особенно, из высшего света работала. Если Найтингейл собиралась стать сестрой милосердия, ей неизбежно предстояло столкнуться с недовольством родных и осуждением знакомых. Вскоре заболели кузины и бабушка, и Флоренс с воодушевлением ухаживала за ними. Этот опыт оказался очень ценным для нее. Найтингейл поняла, что для полноценного ухода за больным с...
Биографии
Флоренс Найтингейл: почему будущая национальная героиня была разочарованием семьи
Биографии
Как воспитать девочку поэтессой – пример Леси Украинки
Биографии
Агриппина Ваганова: как превратить недостатки в достоинства
Биографии
Развитие вопреки обстоятельствам: пример нобелевской лауреатки Дженнифер Даудны
Биографии
Избавиться от теории ради практики – стратегии художницы Остроумовой-Лебедевой
Биографии
Самостоятельность формируется с детства – пример Айседоры Дункан
Биографии
Татьяна Тарасова: тренер в поисках МУЗЫки
Биографии
Марлен Дитрих: «Никто не мог заставить меня воевать с Францией»
Биографии
Корни жестокости Ивана Грозного
Биографии
Антонина Пирожкова и Исаак Бабель: распределить быт так, чтобы жена работала
Биографии
Какие трудности поджидают супруга королевы: Виктория и Альберт
Биографии
Анна Ахматова: делиться результатами своего труда, даже если страшно
Биографии
Голод и бедность из-за неуверенности в себе: Зинаида Серебрякова
Биографии
Элина Быстрицкая: получить заветное место вопреки системе
Биографии
Как дочерям внушали мысль о замужестве: автобиографическая зарисовка
Биографии
Должна ли жена президента терпеть его любовниц: опыт Жаклин Кеннеди

Медиа

Комментарии (1)

Гоголева Елена 6:27:28 PM 2/18/2023
Пользователь

Я точно не феминистка. Я за упорядоченные отношения. Становясь "независимой", мы балуем вторую половину человечества. Не приучаем мужчин к ответственности. Безответственные мужчины для меня не существуют. Если я рожаю для себя - моё право, а вот что с мужчинами при таких условиях делать? От безответственного не хочу, а ответственного вырастить невозможно, в обществе нет необходимости в таковых. Мужчин не спрашивают рожать или не рожать, с них не требуют денег на воспитание, как и участия в самом воспитании. И кого мы получаем на выходе? По моим многолетним наблюдениям, мужчина чаще всего по природе ленив и пуглив. Мечтать можно о принце на белом коне, или от отсутствия большой и светлой любви втаптывать мужчин в грязь без разбору, но... Лучше мужчин любить, уважать, быть ему любовницей, другом, партнером, соавтором собственных детей. Только мужчина может позволить тебе быть Королевой, повелевать, быть избалованной, наевшейся страстью, научит быть жертвенной и стойкой. Только мужчина делает тебя Женщиной. Не дано родителям сделать из тебя Женщину, дать навыки - да, но и только. А уж какую ты выберешь женскую роль - твой свободный выбор. Хочешь рабыни - пожалуйста, хочешь Королевы - будь ей. И при чем тут дети?