Габриель Тард: каким обществом быть выгоднее?

0
Фрагмент нашел Евгений Стадухин, участник проекта АПОРОН2/26/2023

Существуют некоторые основания для того, чтобы даже с логической точки зрения отдать предпочтение обществам смешанным перед обществами вполне однородными. Прежде всего укажем на законодательство, подобное римскому праву, в котором свято хранимая железная маска древнего права квиритов составляет такой резкий контраст с прикрываемым ею, беспрестанно смягчающимся и гуманизирующимся лицом преторианского права: далее возьмем группу разнородных учреждений и нововведений, подобную английской конституции или английской цивилизации, где самые несходные между собою обычаи, законы, потребности и нравы собирались в одну груду путем вековых наслоений, причем новые слои никогда целиком не покрывали собою старых, и спросим, менее ли подобные системы пригодны для получения наибольшей суммы веры, национального спокойствия и безопасности, нежели наши французские кодексы, конституции, цивилизации, столько раз почти целиком сменявшие друг друга и всегда составлявшие одно целое? 

Габриель Тард (1843 – 1904)

Нет, не менее, ибо традиция является великим источником верования и, стало быть, всегда важно не бросать резко и по произволу тот или другой укоренившийся обычай только потому, что он противоречит новой моде. Народ со слабыми традициями – всегда народ, слабо и не твердо верующий, народ, у которого имеются мнения, играющие роль разрушителей, но нет твердых убеждений, подготовляющих непоколебимый фундамент для грядущего сооружения. Итак, для всякой страны, в ожидании будущего осуществления идеала, выгоднее пользоваться законодательством прочным, хотя бы и разнохарактерным, нежели обладать законодательством хотя и более рациональным, но беспрестанно переделываемым. Для всякой постройки неровная, но твердая почва пригоднее гладкого, но постоянно колеблющегося грунта, даже если эти колебания делают его постепенно все более и более гладким.

Кроме того, алгебраическая сумма национальной веры уменьшается не только в зависимости от количества и энергии людей, противоречащих общепринятой религиозной или политической доктрине; она зависит еще и от количества и важности тех более или менее скрытых противоречий, которые носит в себе сама эта доктрина, ибо даже скрытое, явно не замечаемое, но действительно существующее противоречие между двумя догматами или между догматом и обычным свидетельством органов чувств не замедлит дать себя почувствовать ослаблением веры. Итак, если, с одной стороны, необходимо по возможности стремиться к национальному единодушию, то, с другой стороны, необходимо позаботиться и о том, чтобы национальное credo становилось все более связным и последовательным, т. е. истинным. Но это стремление к истине предполагает свободу исследования и критики, которая уничтожается всякого рода преследованиями. Таким образом, хотя стремление к истине и стремление к единомыслию равно направляются к одной и той же цели, к максимуму национальной веры, но способы и средства, употребляемые для достижения этих двух стремлений, сходящихся между собою по своей конечной цели, могут оказаться несовместимыми; так именно и бывает, когда единомыслие достигается при помощи насилия, инквизиции или преследований по подозрению в ереси. Но это указывает на то, что к нему должно стремиться другим путем, так же свободно, как и к истине.

Источник: Г. Тард. Социальная логика. – СПб:. Социально-психологический центр, 1996. – С. 105-106.

Общество несовершенно. Оно тонет в проблемах и противоречиях: от безработицы и дискриминации до кризиса общечеловеческих идей. Решения этих проблем мы называем социальными инновациями. Однако, сегодня не существует технологии, которая бы генерировала эти решения не стихийно, а под задачу. 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОЕКТА «АПОРОН»

➜ Сбор прецедентов: откуда возникают социальные проблемы и каким образом они решаются? Исторические примеры и современные кейсы. 
➜ Обобщение прецедентов и создание технологий, позволяющих социальным активистом разрешать актуальные противоречия.
➜ Создание площадки, на которой специалисты в области социальных инноваций смогут обмениваться практическим опытом.

«АПОРОН» открыт к сотрудничеству, если вы занимаетесь решением социальных проблем и противоречий и хотите присоединиться к проекту в качестве разработчика. Чтобы узнать подробности, напишите руководителю проекта Сергею Резникову: ВКонтакте или на e-mail: z.atm@bk.ru  

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Как совершенствовать собственную личность?
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ Недавно издательство «Экономика» выпустило книгу югославского специалиста Предрага П. Мицича «Как проводить деловые беседы», где подробно описываются приемы ведения переговоров различного уровня, техника и тактика аргументирования и т. д. Новое практическое пособие с интересом встречено читателями. Публикуем изложение одной из глав книги «Как проводить деловые беседы». Как совершенствовать собственную личность? Конечно же, сначала мы должны весьма самокритично постараться выявит...
Гуманитарные науки
Как совершенствовать собственную личность?
Гуманитарные науки
«Репертуар действий» социальных движений – Чарльз Тилли
Гуманитарные науки
Хирург Николай Амосов о том, в чем заключается смысл жизни хирурга
Гуманитарные науки
Главный признак тоталитарной секты, или как не попасть под влияние «гуру»
Гуманитарные науки
Прямая речь: дети в 1998 году о стране, будущем и надеждах
Гуманитарные науки
Эвтаназия как средство экономии бюджетных денег в фашистской Германии
Гуманитарные науки
Эпиктет о единстве мысли и действия (философия стоицизма)
Гуманитарные науки
Как закрепляются социальные нормы по В. М. Полтеровичу
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, как внешний враг сплачивает общество
Гуманитарные науки
Испания времен трех религий: как жили вместе христиане, мусульмане и евреи
Гуманитарные науки
(Буквальная) цена женского образования в Российской империи
Гуманитарные науки
Миф о положении женщины как барьер для ее развития
Гуманитарные науки
Герберт Уэллс о том, каким будет государство будущего
Гуманитарные науки
«Размножение» тайных орденов в конце XVIII века
Психология и психофизиология
Эффекты безделья в ожидании смертельной опасности
Гуманитарные науки
Кодекс поведения от Ганса Селье, автора книги «Стресс без дистресса»