Ганс Селье: что движет учеными?

0
Фрагмент нашли участницы клуба LivreLady9/13/2022

Итак, мотивы, побуждающие учёных заниматься наукой, весьма разнообразны. Теперь попытаемся детально разобрать их, ибо одна из основных целей этих заметок – призвать Вас максимально откровенно проанализировать мотивы, которыми Вы руководствовались при выборе специальности, и решить, действительно ли Вы хотели этим заниматься.

Нет ничего более печального, чем неудачник в науке. Большинство из них – это просто мало приспособленные к чему-либо люди, попавшие в науку случайно.

Некоторые мотивы для избрания научной деятельности заслуживают одобрения обществом, другие оно воспринимает с отвращением. Позвольте мне не оценивать их с этих позиций, а просто перечислить отдельные мотивы – независимо от того, покажутся они вам прекрасными или безобразными,– под воздействием которых человек, обладающий достаточной квалификацией, добился успеха и процветания на научном поприще:

  • Бескорыстная любовь к Природе и Правде
  • Восхищение красотой закономерности
  • Простое любопытство
  • Желание приносить пользу
  • Потребность в одобрении
  • Ореол успеха
  • Боязнь скуки [...]

Нужда в физических упражнениях имеет тенденцию с возрастом уменьшаться быстрее, чем потребность в умственной деятельности. Тело обычно стареет быстрее разума. Но если мы не находим выхода своей энергии, она начинает устремляться внутрь организма, уничтожая свои истоки, которые становятся жертвами болезненного саморазрушения. Вынужденное бездействие – будь оно следствием лени или отстранения от дел не по своей воле – порождает чувство неуверенности в себе, депрессию, ипохондрическую озабоченность состоянием своего тела и разума. Занятый человек не имеет времени решать даже самые серьёзные проблемы, а бездействующий – изводит себя, чтобы как-то убить время. Творческие люди заняты интенсивным поиском «духовных отдушин», и если они уже приобрели вкус к серьёзным умственным упражнениям, всё другое в сравнении с этим представляется им не стоящим внимания. Мало кто из учёных увлекается чем-то ещё, кроме науки, и я думаю, что именно ужасная боязнь скуки с такой же силой не даёт им заняться «мирскими» делами, с какой страсть к науке влечёт их к исследованиям». 

Источник: Г. Селье. От мечты к открытию: как стать учёным. – М.: Прогресс, 1987. – С. 20, 32. / Примером поделилась Н. А. Еремина. 

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Цивилизованный человек отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, если применить немного более широкий термин, предусмотрительностью. Цивилизованный человек готов ради будущих удовольствий перенести страдания в настоящем, даже если эти удовольствия довольно отдаленны. Эта привычка становится важной с возникновением земледелия. Ни животное, ни дикарь не стали бы трудиться весной ради того, чтобы обеспечить себя пищей на следующую зиму, если не считать немногие чисто инстинктивные формы деятельности, вроде собирания меда пчелами или заготовки орехов белками. Но и в этих случаях нет...
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Гуманитарные науки
Фундаментальный конфликт благоразумия и страсти по Бертрану Расселу
Гуманитарные науки
Ложная самоуверенность может роковым образом ввести в заблуждение
Гуманитарные науки
Если факты не доказаны, а лишь принимаются за истинные
Гуманитарные науки
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Гуманитарные науки
Как знаки заменяют слова и определения: размышления Лейбница
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Психология и психофизиология
Деньги, внимание, любовь, престиж – что мотивирует нас больше всего и почему
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств