Генрих Альтшуллер: Зачем нужен регистр научно-фантастических идей?

0
Автор рукописи: Генрих Альтшуллер6/17/2022

Когда 40 лет назад я решил заняться методологией изобретательства, мне говорили: зачем это нужно, сиди себе и изобретай. Прошло два десятка лет от начала работы над методологией изобретательства и стало ясно – нужно было заниматься методологией. После этого я принялся за методологию фантастики. Хотел понять – как возникают принципиально новые идеи, каков механизм прогнозирования будущего. На мой взгляд невероятно интересно понять внутреннюю механику фантазирования – самого удивительного человеческого качества. И тут мне говорили: не надо, пиши рассказы.

В 1964 году я начал составлять «Регистр современных научно-фантастических идей». Напечатал 80 страниц Регистра и отправил в издательства, редакции и некоторым писателям-фантастам. Мне интересно было знать мнение творческих работников. Получил письмо: «Возмутительно извлекать из живого художественного произведения научно-фантастические идеи и классифицировать их. Художественное произведение – таинство и т.д.». Я оправдывался: была же при Академии наук сказочная комиссия (название-то какое!) – собирала сказки, анализировала, извлекала типовые приемы, классифицировала их, хотя сказка тоже таинство. На мое объяснение пришел ответ: «Надо запретить Регистр, он принесет больше вреда, чем пользы...».

Я спокойно продолжал работать над Регистром.

В 1964 году идеи, сюжеты и ситуации, относящиеся к загрязнению окружающей среды, составляли небольшую группу, входящую в подкласс «Влияние техники на природу». А теперь это обширный класс с подклассами, группами и подгруппами.

Как-то незаметно количество собранных идей превысило критическую массу, и Регистр начал работать, подсказывая приемы генерирования новых идей, ситуаций и сюжетов. Большой интерес проявили к Регистру писатели, редакторы, литературоведы. А главное – Регистр помог создать курс РТВ (развития творческого воображения).

«Регистр» – не только список. Это Фонд идей НФЛ (научно-фантастической литературы). Анализ идей из произведений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.

Начало регулярной работы над Фондом идей НФЛ относится примерно к 1964 году. Фрагментарно патентный Фонд фактически разрабатывался с середины 50-х годов. Фонд идей НФЛ неоднократно переделывался, пополнялся в течение десятилетия. К 70-80 годам подключились к пополнению НФЛ идей: П. Амнуэль, Д. Биленкин, И. Верткин, В. Фей, Вл. Гаков, В. Журавлева.

Как любая сложная и трудоемкая тема, разработка идей НФЛ требовала исследования. Фактически работа над Регистром шла с 50-х годов – до сегодняшнего дня. И будет идти дальше. Я убежден в этом.

Такого рода исследования – на всю жизнь (и не на одну жизнь). Эта работа требует сил большого творческого коллектива. Но кто бы ни вел такое исследование, он должен ясно себе представить цель работы и «что мы ищем». Ищем мы законы развития интеллектуальных, развивающихся систем.

А противодействует этому поиску то, что обычно противодействует каждому научному исследованию: психологическая инерция, сложность материала и отсутствие (к началу работы) отлаженного аппарата для проведения исследования. Поэтому Фонд НФЛ включает многоуровневую систему инструментов методологии. Это нужно для того, чтобы постоянно наращивать Фонд и следить за развитием.

Источник: Г. С. Альтшуллер. Зачем нужен Регистр НФ-идей (рукопись), 1997 год. / Цит. по: Введение в ТРИЗ: основные понятия и подходы. – LIVREZON, 2020. – Раздел 13.4.1.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Теория Творчества
Мыслительные операции по Джону Локку: О РАЗЛИЧЕНИИ И ДРУГИХ ДЕЙСТВИЯХ УМА
Глава одиннадцатая o РАЗЛИЧЕНИИ И ДРУГИХ ДЕЙСТВИЯХ УМА (MIND) 1. Нет познания без различения. Другая замечаемая нами в уме способность есть способность различения (discerning) и проведения разграничений (distinguishing) между разными его идеями. Недостаточно иметь смутное восприятие чего-нибудь вообще: если в уме нет ясного восприятия различных предметов и их качеств, он мало что будет способен познать, даже если бы влияющие на нас тела оказывали на нас такое же действие, как и теперь, и ум постоянно был занят мышлением. От этой способности различения меж...
Теория Творчества
Мыслительные операции по Джону Локку: О РАЗЛИЧЕНИИ И ДРУГИХ ДЕЙСТВИЯХ УМА
Теория Творчества
Джон Локк: «Силлогизм не есть великое орудие разума»
Теория Творчества
Г. С. Альтшуллер о том, почему метод проб и ошибок не работает
Livrezon-технологии
Марат Каюмов: Подлежащие и сказуемые, или как сделать текст более понятным?
Гуманитарные науки
Как проверить причинно-следственную связь на логические ошибки
Livrezon-технологии
Линеаризация сети знаний по Фредерику Бруксу
Теория Творчества
Вытеснение человека из технической системы по Г. С. Альтшуллеру
Livrezon-технологии
Дмитрий Матвеев: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФИЛЬТР – Как проверять информацию?
Биографии
Как вел дневник Чарльз Дарвин
Теория Творчества
Как найти новые решения? Модификации экспериментов по Фрэнсису Бэкону
Livrezon-технологии
«Наши поступки – галантны, а поведение других – блудливо», или как научиться мыслить беспристрастно
Иностранные языки и лингвистика
Симптомы любви по Борису Акунину
Теория Творчества
Что может дать исследователю представление объекта как системы в системе объектов того же рода?
Искусство и дизайн
Юрий Борев о литературе «потока сознания»: Джеймс Джойс, Марсель Пруст и другие
Livrezon-технологии
Как сделать лекцию интересной? Статья Нобелевского лауреата Уильяма Л. Брэгга