Художественная сторона дореволюционных фильмов

0
Фрагмент нашел: Леонид Тихонов2/24/2023

Вообще же об отечественных съемках тогда еще и не думали. Несмотря на быстрое развитие кинопроизводства, художественная сторона фильма стояла на довольно низкой ступени. Драма состояла из 5-8 монтажных кадров, комедия из 10-15. Привожу в пример особенно ярко запомнившиеся мне картины того времени. Вот содержание „жуткой" драмы (употребляю принятую тогда терминологию) „Любовь врача" (фирмы Гомон).

1) Комната больной. Она слепая, ее лечит горбатый уродливый врач.

2) Через полгода. Врач влюблен в свою пациентку, но не решается сказать ей это. Уходя он говорит, что завтра она может снять повязку с глаз, так как лечение кончено, и она прозреет.

3) Комната врача. Он страдает и пишет письмо к своей пациентке, в котором говорит, что любит ее, но не надеется на взаимность, так как, прозрев и увидав его уродство, она с ужасом оттолкнет его.

4) Комната пациентки. Она читает письмо и целует его. Приходит врач очень грустный. Она бросается ему на шею. „Я люблю тебя, потому что ты вылечил меня!".

Поцелуй и конец.

Коротко, сжато и ясно, так как объясняется чрезвычайно экспансивной жестикуляцией, не говоря уже о том, что я сам видел, как публика в конце фильма утирала слезы умиления. 

А вот другой пример — комедия фирмы Пате: „Где моя голова?"

1) На посту стоит полисмен, сзади подкрадывается хулиган и ударяет его по затылку. Голова полисмена отлетает и катится по улице. Безголовый блюститель порядка бросается за ней. Хулиган хохочет.

2) Дворник метет улицу, находит голову полисмена, пугается и подсовывает ее в открытое окно какому-то жильцу.

3) Безголовый полисмен является и префектуру и сообщает жестами комиссару о случившемся. Префект посылает отряд полисменов в поиски за пропавшей головой.

4) Жилец находит голову, пугается и кладет ее на лоток проезжающего торговца зеленью.

5) На базаре торговец, заметив голову, сует ее в мешок покупательнице-кухарке.

6) Кухарка приносит товар своей хозяйке. Та открывает мешок и, увидев голову, падает в обморок. Кухарка, в ужасе выбрасывает голову за окно.

7) На проходящего внизу нищего падает голова, и он в ужасе убегает.

8) Полисмены находят голову, переругиваются с ней (голова все время шевелит усами, ворочает глазами и „разговаривает") и торжественно несут ее в префектуру.

9) Префектура. Голову возвращают полисмену, к которому она снова прирастет, но задом наперед, так что приходится оторвать ее и приделать снова. Полисмен после выговора торжественно уходит.

Из приведенных примеров виден приблизительный характер фильмов того времени, и если я упомяну, что фильм Пате (фабр, № 1927) — „Собака и ее служба – новые прекрасные снимки с натуры" (105 метров) являлся в то время боевиком, то о степени требований зрителя можно, мне кажется, составить себе довольно точное представление. Упомяну еще о двух сверхбоевиках того времени, шедших с грандиозным успехом по всей России (оба – фирмы Пате). Первый из них, уже старый фильм, только что появившийся на русском экране после девятилетнего цензурного запрещения, был „Рождение и жизнь Христа в картинах".

Я считаю эту картину непревзойденным до сих пор шедевром. Как памятник кинотворчества, этот фильм не повторяем. Начиная с ведущей волхвов кометы (двигавшейся на двух проволоках и постоянно судорожно дергавшейся) и бога Саваофа, с сонмом ангелов возносившегося на грубо размалеванном картонном облаке, на канатах, замаскированных газовой материей наподобие облачков, и кончая опереточными херувимами в длинных балахонах и с толстыми щеками, — все в этой картине было бесподобно. Более нелепой и неумелой пародии я никогда в своей жизни не видел. И вместе с тем публика, смотревшая этот фильм (по приказу полиции — без шапок), неистовствовала. Женщины плакали, а во время сцены распятия почти на каждом сеансе происходили истерики.

Вторым боевиком была „Цивилизация зверства". В художественном отношении она стояла значительно выше „Жизни Христа“. В ней изображались всевозможные убийства, начиная от Каина и кончая современными войнами. Первыми шли кадры убийства Авеля. Каин убивал его громадной дубинкой и над ними, в облаках и при громе (даваемом звукомонтажом), парил ангел. Затем следовал Нерон и христианские мученики. И вот в сценах римского цирка, где сжигались на кострах христиане, в публике начиналось волнение и крики: „Довольно! Прекратите!" Почти ни один сеанс не обходился без скандала, и в конце концов картина была снята, как „неподходящая".

Источник: Б.С. Лихачев. Кино в России (1896 – 1926). Материалы к истории русского кино. Часть 1 (1896 – 1913). –  Л.: ACADEMIA, 1927. – С. 37-40.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Нереальное само по себе не смешно. Оно смешно только в столкновении с реальным, только как передразнивание, извращение, заострение реального. Происходит нечто совсем необычное – и мы изумляемся, настораживаемся, пугаемся. Происходит что-то вполне обычное, но происходит не так - и мы смеемся. В этом смысле весьма интересны специфические возможности киноискусства – добиваться комических эффектов изменением темпа и направления движения. Происходит обычное, знакомое нам движение, но в необычном темпе. Мы уже вспоминали опыты Мельеса, который, вертя ручку кино...
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств
Искусство и дизайн
«Хм, что-то знакомое…», или как композитор «Хоббитов» создавал связь с трилогией «Властелина колец»
Искусство и дизайн
Как классическая музыка обыгрывает буквальные сюжеты
Искусство и дизайн
Как музеи в СССР вели антирелигиозную пропаганду
Искусство и дизайн
Как музыка вызывает «возбуждение страстей»
Искусство и дизайн
Как музыка сопровождает движение объектов в кадре?
Искусство и дизайн
Картины есть, но вы их никогда не увидите
Искусство и дизайн
Почему «духовность» в искусстве – это вредно?
Искусство и дизайн
Как сделать страницу регистрации для сайта?
Искусство и дизайн
Как искусство отражает общественные настроения?