«Идти против картины»: как неожиданная музыка влияет на восприятие произведения

0
Фрагмент нашел: Андрей Грабовский8/11/2022

Существуют определенные приемы, которые могут помочь определить первоначальный композиционный стиль рекламного ролика. С опытом композиторы разрабатывают множество «‎инструментов», которые помогают генерировать композиционные идеи.

Выберите тему для каждого персонажа. В некоторых рекламных роликах участвуют несколько актеров. Если позволяет время, можно написать короткий мотив для каждого персонажа. Это создает музыкальную индивидуальность. 

Один из наиболее часто используемых форматов рекламных роликов – виньетка. В первой виньетке женщина, стоя на кухне, говорит: «‎У меня уже много лет болит голова». Во второй виньетке мужчина, сидящий за своим столом, говорит: «‎От стресса на работе у меня болит голова». В третьей виньетке студент колледжа в своей комнате в общежитии говорит: «‎От экзаменов у меня болит голова».

Предположим, что каждому актеру требуется 4 секунды, чтобы произнести свою реплику. Если есть короткая музыкальная тема, которая модулируется (новая тональность) каждый раз, когда произносится реплика, аудитория будет подсознательно соотносить тему с каждой ситуацией. Повторение темы с модуляцией не позволяет ей стать скучной. Это часто используемый прием, который может быть эффективным.

Как правило, тема должна быть простой, чтобы избежать конфликта с голосами. Хорошо работает короткая тема в конце каждой строки, которая соединяется со следующей виньеткой. Насколько хорошо это работает, зависит от количества диалогов в каждой виньетке. Экспериментируйте! Многие кинокомпозиторы используют эту технику; ее легче применить к более длинным рекламным роликам.

Отрывок из концерта для фортепиано с оркестром ля минор Грига

Тишина – это композиционный прием. Неопытные композиторы склонны к переписыванию. Они считают, что музыка должна звучать постоянно, иначе наступит затишье. Это неверно. Тишина может быть одним из самых эффективных композиционных приемов; она может создать драматическое настроение или просто удивить, в любом жанре.

Допустим, в рекламном ролике рассказывается об ужасах наркотиков. Последняя сцена – изображение мертвого тела, результат передозировки наркотиков. Если музыка остановится на кадре с гробом, тишина создаст драматический момент.

Отказ от запуска музыки на первом кадре фильма также может быть эффективным. Прежде чем выбрать сцену, которая будет звучать первой, получите одобрение создателей. Как правило, творцы довольно точно определяют, где они хотят, чтобы музыка начиналась и заканчивалась.

Остинато создают напряжение. Остинато (повторяющиеся музыкальные паттерны), в которые вплетаются и выплетаются различные звуки, обычно создают ощущение напряженности. Остинато часто можно услышать в рекламе обезболивающих средств. В начале у пациента болит голова, а после употребления препарата боль исчезает. Затем пациент изображается ведущим активный образ жизни. Многие партитуры, сопровождающие сцены головной боли, содержат остинато с элементами темного звучания, которые усиливают ощущение дискомфорта; когда наступает облегчение, остинато заменяется на бодрящую, приятную музыку.

Музыкальные паттерны помогают создавать различные эмоции. Одним из преимуществ использования некоторых из этих паттернов является то, что при правильном использовании паттерны становятся «‎броскими» (запоминающимися), что повышает идентификацию аудитории. Существует короткое время для установления идентичности, что эти «‎инструменты» (например, запоминающиеся басовые паттерны, повторяющиеся гитарные и фортепианные риффы) заслуживают внимания.

Нетрадиционный подход к музыке может быть интересным. Это обычно называют «‎идти против картины» – писать музыку, которая является неожиданной.

Примечание автора: я работал над рекламным роликом для Master Lock, который был снят для Суперкубка. В кадре был изображен взломщик, безуспешно пытающийся взломать замок. Традиционный подход заключался бы в написании чего-то мрачного, электронного или кинематографического; на самом деле, многие стили могли бы дополнить картинку. Вместо этого агентству нужна была спокойная классическая музыка. В итоге была выбрана спокойная вокальная серенада, исполненная на немецком языке и написанная Моцартом; это был совершенно неожиданный союз фильма и музыки. Ролик был назван одним из выдающихся рекламных роликов на Суперкубке и получил признание рекламного сообщества; одной из главных причин успеха ролика стало то, что музыка играет «‎против картинки».

Это было сложное задание с нескольких точек зрения. Прежде всего, необходимо было не разрушить великое музыкальное произведение, вписав его в формат 30-секундного рекламного ролика. Решение заключалось в том, чтобы найти гармонически приемлемую точку редактирования, которая заставила бы композицию звучать так, как будто она не подвергалась редактированию. После долгих экспериментов с оркестровкой удалось добиться плавного перехода.

Второй задачей было нанять оркестр, который играл бы Моцарта в аутентичном стиле. Третьей задачей было нанять оперного певца, который был бы знаком с пением в стиле Моцарта. Все пункты были выполнены. Вот пример того, как следует подходить к старинной музыке. 

Источник: M. Zager. Writing Music for Television and Radio Commercoals (and more). A Manual for Composers and Students. – The Scarecrow Press, Inc. Lanham, Maryland; Toronto; Plymouth, UK. – 2008. – P. 75-77.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Теперь дальше. Попробуем снимать человеческую работу, например – работу актера Камерного театра, или театра Мейерхольда, или Художественного театра. Попробуем наряду с этим снять работу обывателя, или просто возьмем обывателя и заставим его разыграть ту же сцену, которую разыграл актер. Содержание сцены: грузчик грузит мешки с мукой на пароход. Это трудовой процесс. Значит, мы имеем куски совершенно различные по своему человеческому составу и одинаковые по содержанию, по работе. Когда мы просмотрим все эти куски на экране, то увидим, что работа актера Кам...
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Livrezon-технологии
Сайт личного архива: ошибки при создании
Livrezon-технологии
Интерфейс как форма выражения процедуры: как устроен калькулятор
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств
IT
Apple Vision Pro: революция или чемодан без ручки?
Искусство и дизайн
«Хм, что-то знакомое…», или как композитор «Хоббитов» создавал связь с трилогией «Властелина колец»
Искусство и дизайн
Как классическая музыка обыгрывает буквальные сюжеты
Искусство и дизайн
Как музеи в СССР вели антирелигиозную пропаганду