Иоганн Фихте о свободе, правах и государственной власти

0
Фрагмент нашла: Наталия Еремина8/19/2022

a) Именно закон права говорит только, что каждый должен ограничить свою свободу правами других, однако не определяет, как далеко должны простираться права каждого и на какие объекты они должны распространяться. Это должно быть заявлено прямо и заявлено так, чтобы заявления всех были согласны между собой. Каждый должен сказать всем: я хочу жить на этом месте в пространстве и обладать как своим тем и этим; и все должны ответить на это: да, ты можешь жить здесь и обладать этим. Дальнейшее исследование этого акта дает первый отдел учения о государственном праве, о государственно-гражданском договоре. 

b) Чтобы эта воля была закреплена как постоянная и неизменная воля всех, которую [в том ее виде], как он выразил ее в настоящий момент, каждый признавал бы как свою, пока он будет жить в этом месте в пространстве. Во всех проведенных до сих пор исследованиях нам всегда было прежде всего важно, чтобы вся будущая воля была живо представлена в одном моменте: чтобы воля состоялась однажды на всю будущую жизнь. Здесь это положение выдвигается тем более настоятельно. В результате этого закрепления настоящей воли на все времена выраженная, общая воля становится законом. 

c) В этой общей воле отчасти определяется, сколь далеко должны простираться права каждого лица, и постольку законодательство есть гражданское законодательство (legislatio civilis); отчасти, как должен быть наказан тот, кто тем или иным путем нарушит эти права: законодательство о наказаниях (peinliche Gesetzgebung) (legislatio criminalis, jus criminale, poenale). Это исследование дает второй отдел учения о государственном праве, о законодательстве. 

d) Эта общая воля должна быть снабжена силой (Macht), причем перевесом силы (Übermacht), против которой сила всякого отдельного человека была бы бесконечно малой, чтобы она могла über sich selbst und seine Erhaltung durch Zwang halten: государственная власть. В ней заключается два момента: право судить и право исполнять вынесенные правовые суждения (ро- testas judicialis et potestas executiva in sensu striction, которые обе принадлежат к potestas executiva in sensu latiori). 

Источник: И. Г. Фихте. Сочинения: в двух томах. – Том 2. – СПб.: Мифрил, 1993. – С. 135.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Цивилизованный человек отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, если применить немного более широкий термин, предусмотрительностью. Цивилизованный человек готов ради будущих удовольствий перенести страдания в настоящем, даже если эти удовольствия довольно отдаленны. Эта привычка становится важной с возникновением земледелия. Ни животное, ни дикарь не стали бы трудиться весной ради того, чтобы обеспечить себя пищей на следующую зиму, если не считать немногие чисто инстинктивные формы деятельности, вроде собирания меда пчелами или заготовки орехов белками. Но и в этих случаях нет...
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Гуманитарные науки
Фундаментальный конфликт благоразумия и страсти по Бертрану Расселу
Гуманитарные науки
Ложная самоуверенность может роковым образом ввести в заблуждение
Гуманитарные науки
Если факты не доказаны, а лишь принимаются за истинные
Гуманитарные науки
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Гуманитарные науки
Иммануил Кант о моде, тщеславии и законах подражания
Гуманитарные науки
Как знаки заменяют слова и определения: размышления Лейбница
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств