«Женский вопрос» и социализм. Чего хотят женщины?

0
Кирсанова Татьяна Викторовна2/25/2020

Наряду с практической работой по организации международного женского движения, Клара Цеткин много занималась и разработкой его теоретических основ.  

Исследование проблем пролетарского женского движения, включения женщин в борьбу за социализм является ее вкладом в теорию научного социализма. Об этом свидетельствует, в частности, печатаемая в настоящем выпуске статья  «Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой!» В этой статье Клара Цеткин рассматривает так называемый «женский вопрос» с классовых позиций.  

Она показывает, что нет «женского вопроса», общего для всех женщин, независимо от их социального положения.  Женщины, принадлежащие к крупной буржуазии, к «верхним десяти тысячам», как пишет она, стремятся завоевать право свободно и самостоятельно распоряжаться своей собственностью, т. е. распоряжаться тем, чего нет  у пролетарок. Под этим лозунгом они ведут борьбу против мужчин. Женщины средних слоев, особенно буржуазной интеллигенции, требуют равных с мужчинами прав на получение профессионального образования и на профессиональную деятельность, они требуют равных  политических нрав, чтобы разрушить преграды, стоящие на пути их экономической независимости. Борьба и тех и других носит узкий характер, не затрагивая основ женского бесправия — частной собственности на средства производства.  

Совершенно по-другому ставится «женский вопрос» среди пролетарок. Эксплуатируемая, как и мужчина, женщина-работница призвана вести борьбу не против мужчин, а против порабощающей силы капитала, силы, одинаково враждебной рабочему и работнице. Поэтому «конечная цель борьбы женщины-пролетарки не свободная конкуренция с мужчиной, а завоевание политической  власти пролетариатом»,— говорит Клара Цеткин. Не против мужчин своего класса, а вместе с ними трудящиеся  женщины борются за свое полное и всестороннее  освобождение. В этой борьбе одинаково заинтересованы и женщины и мужчины-пролетарии, ибо завоевание свободы и демократии, завоевание социализма невозможно без участия женщин. Разумеется, женщины-пролетарки всегда  поддерживали и поддерживают любое демократическое  требование, направленное на облегчение положения женщин и осуществимое в рамках капиталистического общества:  женское избирательное право, равное право для женщин на труд и на образование, равная плата за равный труд  и т. д. «Однако,— как правильно отмечает Клара Цеткин в указанной статье,— они считают выполнение этих  требований лишь средством для достижения цели, средством для того, чтобы они могли вступить в борьбу вместе с пролетариями, имея в руках то же caiuoe оружие, что и мужчины». 

К. Цеткин. Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. — С. 8-9.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Цивилизованный человек отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, если применить немного более широкий термин, предусмотрительностью. Цивилизованный человек готов ради будущих удовольствий перенести страдания в настоящем, даже если эти удовольствия довольно отдаленны. Эта привычка становится важной с возникновением земледелия. Ни животное, ни дикарь не стали бы трудиться весной ради того, чтобы обеспечить себя пищей на следующую зиму, если не считать немногие чисто инстинктивные формы деятельности, вроде собирания меда пчелами или заготовки орехов белками. Но и в этих случаях нет...
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Гуманитарные науки
Фундаментальный конфликт благоразумия и страсти по Бертрану Расселу
Гуманитарные науки
Ложная самоуверенность может роковым образом ввести в заблуждение
Гуманитарные науки
Если факты не доказаны, а лишь принимаются за истинные
Гуманитарные науки
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Гуманитарные науки
Как знаки заменяют слова и определения: размышления Лейбница
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Гуманитарные науки
Курт Левин о том, как передать человеку новую систему ценностей