Уже в 1920-е годы советское искусство развивалось и утверждало свои гуманистические и реалистические принципы в борьбе, в частности, с разного рода «утилитаристами» и «производственниками», которые предлагали заменить литературу хроникальными очерками, театр — массовыми зрелищами, художественное кино — документальным, симфоническую музыку — песнями и маршами, живопись — фотографией, изобразительное искусство в целом — производством полезных вещей. Подобные теории основывались на псевдопротиворечии, которое возникает лишь там, где между развитием искусства и техники становятся извращенные, антигуманистические общественные отношения капитализма. Тогда техника начинает подавлять и вытеснять человека, претендовать на ведущую роль в общественном развитии, подчинять себе искусство. На этой почве и возникает «эстетика техницизма», обосновывающая замену искусства техникой в душах и сердцах людей.
Ее отзвуки у нас сказываются в ложных представлениях о якобы имеющем место в современную эпоху вытеснении гуманитарной культуры научно-технической, о неискоренимом конфликте между ними, что отразилось и в упомянутой выше дискуссии между «физиками» и «лириками». Между тем без искусства невозможен сам научно-технический прогресс, ибо оно формирует в человеке те творческие способности (воображение, интуиция, способность к анализу и синтезу, конкретный и целостный охват явлений и другие), которые необходимы человеку, как было сказано, не только в искусстве, но и во всех областях деятельности, в том числе и в научно-техническом творчестве. Благодаря научно-технической революции значительная часть механического, не творческого труда перекладывается на машины, и тем самым для человека высвобождаются новые, не виданные ранее возможности свободной, творческой, продуктивной деятельности, к развитию которой призвано искусство, воспитывающее и формирующее человека-творца.
Научно-технический прогресс, оторванный от общественного и гуманитарного прогресса (или идущий в противоречие с ними), ведет к превращению человека в робота, в придаток к машине. Смысл же истории человечества, в наши дни совпадающий с развитием по коммунистическому пути, заключается в развертывании богатства человеческой природы, в проявлении и утверждении всех присущих человеку внутренних потенций, деятельных способностей и творческих сил.