Как искусство отражает общественные настроения?

0
Фрагмент нашла Наталья Валуева7/31/2023

...на выставке в Tate Britain они составили мозаику, порождающую при некотором размышлении зрителя новый смысл. Не художественный смысл опять же, а исторический.  

Типологически artists выставки Artist & Empire [Лондон, 2015 год – прим. LIVREZON] можно разбить на несколько категорий. 

Профессиональные художники, то есть арт-ремесленники разного уровня, нанятые, чтобы представлять подвиги колонизаторов и снабжать изображениями покоренных народов, картинками флоры захваченной территории, а также картами и прочими вещами. 

Художники-любители — колониальные чиновники, военные, их жены и дочери, которые, изнывая от безделья, рукодельничали, но не с помощью вязальных спиц, карандашом или кистью. 

Местные художники, которым их покровители поставили задачу срочно запечатлеть себя и чужаков. 

Местные художники, перед которыми их покровители и колониальная администрация поставили задачу освоить западную художественную технику, не отказываясь, конечно, от элементов своей

Местные художники, вывезенные в метрополию и там обученные уже как чисто западные живописцы, графики скульпторы. 

Наконец, кочующие международные звезды жанровой живописи, австрийские и немецкие художники-ориенталисты, ирландские баталисты и так далее. 

Читатель видит, что уже одно такое перечисление неплохо описывает то, как был устроен мир Британской империи со второй половины XVIII века по конец XIX. 

Этот мир был: 

  • миром экспансии и веры в разум и прогресс (нанятые арт-ремесленники и картографы, мир описания и исчисления);
  • миром нового типа семейных, гендерных отношений, миром совсем нового устройства повседневной жизни (художники-любители и – особенно – художницы-любители);
  • миром, который столкнулся с совсем другим миром и заставил его себя принять как нечто отдельно существующее и обладающее властью (первая разновидность местных художников);
  • миром, который был готов – даже насильственно – до определённого предела смешиваться с подчинённым ему чужим миром (вторая разновидность местных художников);
  • миром, который был готов принять этнических, культурных и религиозных чужаков как «своих» – но только на своих условиях, на условиях беспрекословного подчинения собственной эпистеме (третья разновидность местных художников);
  • миром, который, с одной стороны, испытывал некоторую недостаточность самоописания, и с другой, был достаточно богат, чтобы восполнить эту недостаточность с помощью аутсорсинга (наёмные жанровые художники).

Собственно, вот и все, что мы хотели знать о Британской империи. 

Под конец возникает вопрос: «А при чём тут искусство?» [...]

Выставка сама есть артефакт – но «произведение искусства» в современном понимании. То есть оно не про «красоту» и даже не про «художественную технику», а про то, как общество думает и – в данном случае – как оно видит собственное прошлое. И вот тут, в самом конце, очень важно сказать чуть ли не главное. Artist & Empire – культурный феномен очень специального общества, которое равно считает себя и колонизатором, и колонизированным. Эта страна населена и потомками Чарльза Джорджа Гордона, и отпрысками тех, кто отрезал ему голову, – я уже не говорю о праправнуках тех, кто, находясь под командованием первого, систематически грабил вторых. В этом – и только этом – смысле Британская империя сегодня существует, просто она теперь ограничивается территорией Соединённого Королевства. Из «державы» она превратилась в способ мышления и образ жизни. И если так, то фаталист Гордон, облачённый в британские армейские брюки и в египетскую феску, – один из главных её героев.

Источник: К. Кобрин. Лондон: Арттерритория. – М.: Арка, 2020. – С. 799-801.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Нереальное само по себе не смешно. Оно смешно только в столкновении с реальным, только как передразнивание, извращение, заострение реального. Происходит нечто совсем необычное – и мы изумляемся, настораживаемся, пугаемся. Происходит что-то вполне обычное, но происходит не так - и мы смеемся. В этом смысле весьма интересны специфические возможности киноискусства – добиваться комических эффектов изменением темпа и направления движения. Происходит обычное, знакомое нам движение, но в необычном темпе. Мы уже вспоминали опыты Мельеса, который, вертя ручку кино...
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств
Искусство и дизайн
«Хм, что-то знакомое…», или как композитор «Хоббитов» создавал связь с трилогией «Властелина колец»
Искусство и дизайн
Как классическая музыка обыгрывает буквальные сюжеты
Искусство и дизайн
Как музеи в СССР вели антирелигиозную пропаганду
Искусство и дизайн
Как музыка вызывает «возбуждение страстей»
Искусство и дизайн
Как музыка сопровождает движение объектов в кадре?
Искусство и дизайн
Картины есть, но вы их никогда не увидите
Искусство и дизайн
Почему «духовность» в искусстве – это вредно?
Искусство и дизайн
Как сделать страницу регистрации для сайта?