Как музеи в СССР вели антирелигиозную пропаганду

0
Фрагмент нашел Алексей Гриднев9/19/2023

В 1926 году в Вологодском областном музее была организована выставка «История религии», просуществовавшая тринадцать месяцев. За это время с нею ознакомилось 18 тысяч человек, представлявших разные слои населения — от служителей культа до учащихся. Все отделы этого музея были подключены к антирелигиозной работе: естественно-исторический отдел в летние месяцы еженедельно устраивал «выставки живой природы» с опытами показательного роста растений, их эволюции; художественный отдел периодически организует выставки по отдельным вопросам — роль монастырей в экономической мощи духовенства, значение чудотворных икон, крестов и т. д.; а в одном из недействующих соборов по инициативе музея к 1 мая 1929 года был установлен маятник Фуко.

Помимо включения антирелигиозной тематики в общий материал по истории местного края, в краеведческих музеях создавались специальные антирелигиозные отделы, которые как бы завершали все предыдущее, что давалось в музейной экспозиции. Примером могут служить музеи Ивановской промышленной области. Во всех крупных музеях указанной области — Иванове, Костроме, Владимире, Ярославле и т. д. — были созданы антирелигиозные отделы. Экспонатами служили и предметы культа, и местные краеведческие материалы. Музеями проводились беседы и лекции на антирелигиозные темы, а кроме того эта тематика вводилась в экскурсии по всем отделам музеев. В отделах природы заострялось внимание на темах «Нужна ли помощь бога в сельском хозяйстве?», «Как борются с вредителями сельского хозяйства наука и религия»; в историко-культурных отделах — на темах «Искусство на службе у религии», «Классовый союз церкви и господствующих классов». К анти-рождественским и анти-пасхальным кампаниям музеи организовывали в рабочих клубах специальные выставки и беседы с показом диапозитивов. [...]

В ряде мест антирелигиозные музеи создавались в помещениях недействующих церквей. Зачастую, не имея средств на переустройство, музейные работники были вынуждены оставлять церковную утварь и живопись в прежнем порядке, разбавив прежнюю обстановку атеистическими плакатами и  диаграммами. В сущности, церковь оставалась, разнообразили ее лишь плакаты.

Источник: Р.Ф. Филиппова (отв. ред.). Музеи в атеистической пропаганде. – Л.: Издание ГМИРиА, 1982. – С. 14, 17-18.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Мы видели из всех предыдущих исследований, что всякое художественное произведение басня, новелла, трагедия включает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств. В «Поэтике» он говорит, что «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему опре...
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Гуманитарные науки
Листовки рабочих движений в России в начале XX века
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Гуманитарные науки
Главный признак тоталитарной секты, или как не попасть под влияние «гуру»
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Гуманитарные науки
К каким последствиям приводит политика запрета абортов
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств
Искусство и дизайн
«Хм, что-то знакомое…», или как композитор «Хоббитов» создавал связь с трилогией «Властелина колец»
Гуманитарные науки
Лев Семенович Клейн о том, как археологи обходили советскую цензуру
Искусство и дизайн
Как классическая музыка обыгрывает буквальные сюжеты
Бизнес и экономика
Как воинская повинность повергает общество в нищету
Гуманитарные науки
Чарльз Дарвин о пользе христианства