Эффективность всякого обучения, прочность знаний, их глубина невозможны без соблюдения дидактического принципа наглядности. Великий педагог Ян Амос Коменский во главу угла ставил обучение, в котором бы доминирующее положение занимали личные наблюдения учеников, возможность «чувственной наглядности» в приобретении знаний.
Искусство живописи по своей природе и специфике есть самая наглядная область деятельности человека. Любое положение живописной грамоты может быть доступным для понимания, если оно непременно будет представлено в наглядном виде. Поэтому весь процесс обучения живописи должен сопровождаться наглядностью в самых разнообразных формах: таблицах, моделях, образцах рисунков и живописи (в подлиннике), диафильмах, кинофильмах и т. п.
1. Наглядные пособия в виде методических таблиц, демонстрирующих правила колористического построения или технические приемы письма, должны присутствовать на каждом теоретическом и практическом занятии.
2. Ценным наглядным материалом могут явиться оригинальные учебные рисунки и этюды опытных художников и лучших студентов, которые были выполнены ими в период прохождения программы практических заданий в среднем или высшем художественном учебном заведении.
Академические занятия должны быть насыщены демонстрацией образцов рисунка и живописи. Для этой цели в методическом кабинете надо иметь фонд работ по рисунку, живописи и композиции — произведения художников мирового, русского и советского искусства. Необходимо также иметь и собрание лучших студенческих работ.
3. Полезную роль в наглядной демонстрации профессионального мастерства могут сыграть технические средства обучения: фильмоскопы и эпидиаскопы, с помощью которых можно показывать крупным планом произведения живописи, их фрагменты, технику и приемы работы.
4. Самым убедительным приемом наглядного обучения будет являться, конечно, личный практический показ художником-педагогом с кистью в руке всего процесса живописного изображения или отдельных его технических приемов и способов. В результате такого наглядного показа у студентов обычно возникают самые ясные и конкретные представления о практическом мастерстве выполнения этюда с натуры.
5. Особую роль в наглядном раскрытии закономерностей живописи, в частности колористических задач построения цветового строя живописного произведения, могут выполнить специальные демонстрационные модели. Методическая литература, посвященная живописи, в настоящее время пополнилась интересными исследованиями таких средств наглядного обучения. Преподаватели художественно-графических факультетов педагогических институтов А. С. Рындин, А. А. Унковский, А. И. Масленников в своих диссертационных работах составили не только методические таблицы и систему последовательных специальных наглядных натурных постановок, но и создали целый ряд демонстрационных моделей для изучения световоздушной среды, изменений тона и цвета предметов в зависимости от освещения и многих других закономерностей колорита. Мы рекомендуем познакомиться с диссертационными работами названных выше методистов, перенять их опыт изготовления специальных приборов и моделей для наглядного обучения живописи.
6. Процесс обучения живописи построен на глубоком изучении натуры, объективных законов природы, правил построения на плоскости трехмерной формы. Так было еще со времени эпохи Возрождения. Однако изучение натуры всегда связывалось с наглядным изучением самих произведений живописи. Художественный вкус приходит и развивается по мере общения с высокими образцами искусства. «Не перед прекрасным видом говорят себе «я стану художником», а перед картиной», — говорил Ренуар, имея в виду старых мастеров и посещение художественных музеев.
Однако просмотр рисунков и живописных работ в музеях — это не самая результативная наглядная форма изучения живописи прошлых времен. Изучение их способом копирования дает значительно больше пользы в профессиональном росте. Копируя мастеров живописи, можно усвоить не только разнообразную технику, моделировку формы, способы применения различных материалов, но и постигнуть творческую мысль художника, композицию, раскрыть содержание образа, замысел произведения.
Все великие художники копированию произведений рисунка и живописи придавали огромное значение. Микеланджело копировал рисунки и фрески. Рубенс сделал много копий с работ Микеланджело, Рафаэля, Караваджо, Гирландайо, Леонардо да Винчи. Энгр в 87 лет, за шесть дней до смерти, копировал гравюру Джотто. А на вопрос, зачем он это делает, ответил: «Чтобы учиться». Из русских художников большое внимание уделяли копированию А. Венецианов, А. Иванов, К. Брюллов, И. Репин, В. Серов.
«Картину можно прочитать до конца, только копируя ее», — говорил И. Репин и советовал своим ученикам копировать Рембрандта, Веласкеса, Хальса, К. Брюллова и особенно рисунки А. Иванова.
Копирование должно проводиться в тесном соприкосновении с академическими натурными занятиями. Если по программе студенты рисуют маслом, например, голову, то для копирования следует рекомендовать портретную живопись или образцы хорошо написанных голов натурщиков, обращая внимание на анатомическую грамотность, конструктивную лепку формы, на многие технические качества живописи, которые присущи этим образцам.
Если студент сильно чернит рисунок и дробит форму, ему можно порекомендовать скопировать рисунок головы работы Гольбейна. Тогда начинающий художник наглядно убедится, что для выявления лепкой формы не обязательна вся сила карандаша.
Если студент рисует «рыхло», боится твердо провести линию, то рекомендуется скопировать рисунок, выполненный твердым материалом (например, рисунок Дюрера).
Безгранично ценным материалом для познания живописи методом копирования является Натюрморт. Натюрмортная живопись — это не только воспроизведение предметов, внешний предметный мотив. Это нечто совершенно большее, чем предметы в жизни. Натюрморт — это и эксперимент, и серьезная, строгая живописная студия, где художник постигает, законы цветовой пластики. Натюрморт — это и произведение живописи, воплощение профессионального мастерства, живописная исповедь художника. Недаром натюрморт называют «камерной музыкой живописи». В натюрморте можно проследить мастерство красочных мазков и оценить неповторимую гармонию цвета и пластики форм.
В качестве образцов для копирования мы предлагаем натюрморты художников К- А. Коровина, А.А. Пластова, С.В. Герасимова, А.Е. Карева, В.Ф. Токарева, Р. С. Затуловской, В. Ф. Стожарова и др.