Он [Александр Ханжонков – один из пионеров русского кинематографа] завел переговоры, пустил в ход свои связи, сумел заинтересовать высшие круги своей идеей, и в результате появилось следующее официальное сообщение:
«С высочайшего соизволения его императорского величества государя императора, фабрикант русских кинематографических картин, состоящий в запасе по войску Донскому есаул Ханжонков, приступает к постановке грандиозной батальной картины "Осада Севастополя". Его императорское высочество великий князь Александр Михайлович, организатор и устроитель Севастопольского музея и причисленных к нему учреждений, принял все работы по созданию этой картины под свое высокое покровительство. В скором времени г. Ханжонков и режиссер В. М. Гончаров выезжают в Севастополь для подготовительных работ».
Картиной заинтересовались сразу. Подготовления к ней были грандиозны. Режиссер Гончаров и оператор Форестье целыми днями разъезжали по остаткам бастионов, и выбирали натуру, что, по тому времени, являлось неслыханным нововведением. Сам Ханжонков, как бывший офицер, репетировал батальные сцены со специально предоставленными для этой цели адмиралом Бестрем войсками и хором певчих (?) Севастопольского Владимирского собора. Появления картины ждали с нетерпением и заранее заваливали Ханжонкова заказами. Но он сделал крайне остроумный ход. Отказавшись сам от выпуска в прокат фильма, он продал его всем конторам сразу, в монопольное право на определенные районы России. Чтобы добиться центральных городов и первых экранов, был устроен буквально аукцион, и цена на картину поднималась со сказочной быстротой. Наконец, фильм поделили, и все конторы выпустили анонсы.
15 ноября в «Русском Слове» появилось сообщение о первом просмотре картины, и в конце ноября «Оборона Севастополя» впервые появилась перед публикой в большом зале Московской Консерватории в чрезвычайно торжественной обстановке. Во время демонстрирования играло два специальных оркестра, пел хор певчих, раздавались военные сигналы и выстрелы и т. д. Не смотря на то, что картина безусловно далеко превосходила все до сих пор виденное, особого успеха она не имела. Газеты, сравнивая ее с заграничными постановками того же типа, отдавали предпочтение «Осаде Кале» и «Падению Трои». Конечно, это не помешало стать «Обороне Севастополя» гвоздем сезона, но слишком большие надежды, возлагаемые всеми на этот фильм, не оправдались. В то время не могли понять, что «Оборона Севастополя» является грандиозной вехой в истории русского кино. И в самом деле, рассматривая русские картины и путь проделанный ими от «Стеньки Разина» до «Севастополя», мы видим, что наше производство вступало с этим фильмом на новую ступень своего развития. От сусальных псевдоисторических постановок и куцых кино-иллюстрации был сделан шаг к созданию большого художественного исторического фильма.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.