Прежде чем взять в руки кинокамеру, необходимо тщательно подготовиться к съемкам. Сначала ответьте на вопросы: что и зачем вы хотите показать будущему зрителю? Каковы тема и идея вашего фильма? Когда ответ будет готов, необходимо написать литературный сценарий. Для этого:
1) запишите эпизоды в драматургической последовательности;
2) определите задачу каждого эпизода;
3) разделите эпизоды на сцены и поставьте задачу для каждой из сцен;
4) уточните характеры персонажей и определите цель введения каждого персонажа в фильм.
Сценарий необходим для любого фильма, но для того, чтобы его написать, нужно хорошо узнать факты, обстоятельства, связанные с темой фильма.
Лучше всего начните с фильма-путешествия. Это наиболее простой, а с другой стороны, богатый информацией жанр любительского фильма. Цель поездки, особенности маршрута, исторические памятники, а также характеры участников путешествия — все это и будет основой для написания сценария.
Литературный сценарий станет основой для режиссерской разработки, которую также необходимо сделать. Режиссерский сценарий — это как бы фильм на бумаге. В нем сцены и эпизоды разбиваются на кадры, которые нумеруются, указывается приблизительная длительность кадра, а также план. Вы должны решить важнейшую задачу о переходах между смежными кадрами, сценами и эпизодами. Чем кончается действие в одном кадре и начинается в следующем? Оправдан ли переход от одного плана к другому, не нарушается ли логика повествования? В некоторых случаях уместно использовать наплыв или затемнение, которые укажут зрителю, что прошло время и изменилось место событий. Важно указать предполагаемое движение камеры или панораму.
Если фильм звуковой, то в отдельной графе определяется звуковое содержание кадра. Однако озвучивание фильма — процесс сложный, поэтому для начала лучше снять немой фильм, который при показе может сопровождаться музыкой, записанной на магнитофон, или комментариями автора.
Снимая немой фильм, вы должны научиться выражать свою мысль при помощи изображения и деталей (см. Немое кино). Придумывание деталей — увлекательнейший процесс в работе над режиссерским сценарием. Ведь предметы могут много рассказать о характере событий, о привычках людей. Например, обыкновенные часы, показанные крупным планом, могут не только рассказать о длительности событий или паузах между ними, но и стать символом времени, продолжающейся жизни.
Обязательно найдите себе помощника — организатора съемок. Ведь каждую сцену необходимо организовать — собрать всех участников действия, разъяснить их задачи, подготовить необходимые предметы, организовать предкамерное пространство (см. Художник кино). Необходимо также следить за порядком, выполнять поручения автора, например убрать лишние детали, попадающие в кадр, или скомпоновать, поменять предметы местами для лучшей композиции кадра.
Главная задача при съемке — найти удобную точку не только по отношению к снимаемым объектам, но и по отношению к источнику света. Имейте в виду, что на натуре лучше снимать утром или вечером, когда солнце светит сбоку и предметы отбрасывают тени. Помните, что светотень — важнейший элемент композиции кадра. Не забывайте, что пейзаж, состояние погоды способны передать настроение, эмоционально окрасить события.
Выбирая точку съемки и компонуя кадр, старайтесь сосредоточить внимание на главном, убрать все лишнее, мешающее восприятию за рамку кадра. Помните также, что движущиеся предметы привлекают большее внимание зрителя, чем неподвижные. Поэтому заранее продумайте траекторию внутри-кадрового движения и в связи с общей композицией.
При съемке, могут возникнуть ситуации, не предусмотренные режиссерским сценарием, но позволяющие создать выразительные и интересные сцены. Поэтому, следуя в общих чертах предварительной разработке, надо научиться быстро ориентироваться, чтобы не упустить какие-либо неожиданные, но интересные события.
Современная техника позволяет снимать фильм не только на кинопленку, но и на видеоленту. Однако начинающим лучше сначала овладеть кинокамерой, так как основным композиционным средством фильма является монтаж. А техника монтажа кинопленки, на которой легко просматривается каждый кадрик, значительно проще техники видеомонтажа. Поэтому кажущаяся простота в технике съемки и демонстрации видеофильма оборачивается для начинающего кинематографиста серьезными проблемами.
После окончания съемок и проявки пленки вам необходимо просмотреть весь отснятый материал и затем осуществить монтаж фильма. Иногда требуется досъемка кадров-связок между сценами и эпизодами. Это могут быть детали-символы, съемка которых не требует выезда на места событий.
Монтаж — последняя стадия работы над любительским фильмов. Так как основной монтажный строй уже определен в режиссерском сценарии, ваша задача заключается в том, чтобы обрезать лишние куски действия, вклеить кадры-связки и выдержать ритм между статичными и динамичными кадрами, короткими и длинными кусками-планами.
Кроме фильма-путешествия вы можете снять репортаж о празднике, спортивном состязании, о важном событии в школьной жизни. Но помните, хотя съемка и является наиболее увлекательным делом, в кинолюбительстве без идеи, без определения средств выражения замысла, а также без окончательного монтажа даже профессионалы не добиваются успеха!