Нереальное само по себе не смешно. Оно смешно только в столкновении с реальным, только как передразнивание, извращение, заострение реального. Происходит нечто совсем необычное – и мы изумляемся, настораживаемся, пугаемся. Происходит что-то вполне обычное, но происходит не так - и мы смеемся.
В этом смысле весьма интересны специфические возможности киноискусства – добиваться комических эффектов изменением темпа и направления движения. Происходит обычное, знакомое нам движение, но в необычном темпе. Мы уже вспоминали опыты Мельеса, который, вертя ручку киноаппарата медленнее или быстрее, заставлял парижских прохожих парить или мельтешить. Мак Сеннет заставлял своих полицейских и удирающих от них персонажей нестись с противоестественной быстротой. Закройщик из Торжка улепетывает от перезрелой хозяйки-невесты быстрее прославленного чемпиона. Интересно, что старые, немые фильмы, снятые на шестнадцать кадриков в секунду и демонстрируемые со «звуковой скоростью» в двадцать четыре кадрика в секунду, часто смешат зрителя хорошо сделанными драматическими эпизодами из-за того, что движение в них ускорено.
Но смешит и замедленное движение. В итальянской комедии «Полицейские и воры» есть великолепная сцена медленной погони. Пожилой, истощенный, обремененный заботами мошенник, которого играет Тото, обманул американца и вынужден спасаться бегством от полицейского. Но пожилому, толстому и тоже обремененному заботами полицейскому (Альдо Фабрицци) неохота стараться. В глубине души он презирает американца и сочувствует своему соплеменнику. Медленный темп погони непривычен и потому смешон. Но он смешон вдвойне, так как идеологически наполнен, целеустремлен, оправдан содержанием. Благодаря глубокому содержанию этой сцены режиссерам Стено и Моничелли не понадобилось заострять ее, шаржировать. Она решена просто, без технических ухищрений.
Но техническими приемами пренебрегать не следует. Медленное парение, достигаемое убыстренной съемкой (рапид), дает не меньше комедийных возможностей, чем убыстренное, спешащее, мельтешащее.
А обратная съемка, позволяющая герою стремительно пятиться задом или взлетать на крыши?
А «стоп-камера», позволяющая мгновенно в кадре или неожиданно появляться и незаметно исчезать?
А многократные экспозиции, позволяющие одному актеру играть сразу несколько ролей, здороваться или драться с самим собой?
А размножение кадра, позволяющее мгновенно останавливать движение и затем его продолжать? Если один из кадриков фильм напечатать подряд несколько раз, то действие на экране как бы останавливается, превращаясь в неподвижную фотографию. Этот прием позволяет мгновенно останавливать действие, чтобы внимательно рассмотреть застывшие в неподвижности фигуры, а затем, неожиданно, действие продолжить. В документальном фильме «Освобожденная Франция» С. Юткевич так «остановил» Гитлера, выходящего из вагона после подписания капитуляции французскими генералами, что резко выпятил, подчеркнул, сделал заметными и глупое самодовольство и злорадное ликование фашистского главаря. Этот поразительный сатирический прием стал одним из любимейших приемов образной кинопублицистики.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.