Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя

0
Фрагмент нашел исследователь Денис Макарычев9/11/2024

Замечательные возможности предоставляют комедиографу события, завершающиеся не теми результатами, которых ожидали. Пустые старания, заканчивающиеся неудачей, — на них строили свои сюжеты и Мольер, и Лопе де Вега, и Островский, и Бернард Шоу. Однако заранее известная зрителю неудача или вялое, ленивое стремление героя к цели лишают ситуацию комизма. Нужно, чтобы герой страстно верил в свою победу, чтобы зритель, хотя бы некоторое время, верил вместе с ним и чтобы неожиданный результат появился внезапно.

Машина для кормления, которую испытывают на Чаплине в «Новых временах», выглядит весьма солидно. Ее конструктор полон уверенности и самодовольства. Чаплин вначале не прочь принять участие в эксперименте, обещающем вкусный обед. Когда машина с тупой жестокостью выливает Чаплину суп за пазуху, сует в рот металлические гайки вместо котлет, хлещет по щекам эластичной губкой, назначенной утирать губы, – все это происходит закономерно и вместе с тем неожиданно, безотказно смешит, а затем, перерастая в огромный обобщенный образ капиталистической механизации, враждебной человеку, пугает и вооружает!

Борьба человека со взбесившимися, злобными машинами в картине Тати «Мой дядя» сделана с большой наблюдательностью и тонкостью, но и каверзные поступки электрической плиты и тупая настойчивость машины, упорно  испускающей бесконечную красную кишку, не обладают свойством неожиданности: они уже подготовлены другими механическими ухищрениями, да и зритель уже знает, что у такого человечного, такого простоватого и наивного, несовременного, провинциального дядюшки с этими машинами все равно сладу не будет. Гораздо эффектнее, когда машины огрызаются на своих восторженных почитателей, на людей ультрасовременных, решительных, самоуверенных. Когда самозакрывающийся гараж проглатывает и не выпускает деловитого нувориша – нам помогает смеяться хорошее злорадство.

Источник: Р. Н. Юренев. Смешное на экране. – М.: Искусство, 1964. – С. 192-193.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Теперь дальше. Попробуем снимать человеческую работу, например – работу актера Камерного театра, или театра Мейерхольда, или Художественного театра. Попробуем наряду с этим снять работу обывателя, или просто возьмем обывателя и заставим его разыграть ту же сцену, которую разыграл актер. Содержание сцены: грузчик грузит мешки с мукой на пароход. Это трудовой процесс. Значит, мы имеем куски совершенно различные по своему человеческому составу и одинаковые по содержанию, по работе. Когда мы просмотрим все эти куски на экране, то увидим, что работа актера Кам...
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Livrezon-технологии
Фактчекинг в тексте: что и как проверять? Приём «Конкретизация»
Livrezon-технологии
Как обстановка помогает в работе: писательские приёмы Чарльза Диккенса
Иностранные языки и лингвистика
Как связаны слово и его значение: Лев Выготский об особенностях внутренней речи
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Livrezon-технологии
Курсовая работа здорового человека vs «Курсач курильщика»
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Livrezon-технологии
Секреты мастерства выдающихся писателей: Оноре де Бальзак
Livrezon-технологии
Чем know that отличается от know how – фрагмент из книги «Как написать умную книгу?»
Livrezon-технологии
Картотека тем Максима Горького
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения