Как создать уникальный дизайн, а не копию западных аналогов?

0
Матвеева Надежда Михайловна12/13/2021

Надежда Матвеева, 
автор книги «НЕтиповое жилье. Приемы проектирования»

Зачем вообще создавать что-то уникальное?

Можно подумать, будто создание чего-то уникального и особенного нужно самим архитекторам или дизайнерам. Для самовыражения. На самом же деле, яркий и уникальный образ объекта увеличивает его коммерческую привлекательность, будь то: промдизайн, дизайн интерьера, проект общественного пространства или даже целого здания. 

Если объект необычен, он запоминается. 
Если это действительно что-то уникальное и поражающее воображение, то проходящий мимо человек захочет, например, сфотографировать «‎достопримечательность». Таким образом он делает рекламу вещи, среды или сооружения. А значит, привлекает еще больше посетителей. Получается, что реклама «‎вшита» в дизайн.

Ясно, что существуют «‎доминанты» – особенные здания, которые должны выделяться и служить ориентирами. Например, общественные центры. А должен ли каждый жилой дом быть уникален? Что произойдет, если каждое здание начнет перетягивать внимание на себя? 

Уникальность – это не только кричащие фасады и нестандартные, сложные форм. Хотя, бывает и такое. 

Сделать здание особенным, но при этом гармонично вписанным в окружающий контекст, – вот задача архитектора, который проектирует жилье. Именно эта особенность помогает жильцам «‎присвоить» дом себе. Они узнают его издалека, как лицо любимого человека в толпе. Все лица разные, несмотря на их общее строение.

Копирование обрекает на вторичность

То, что создание уникального образа – это не прихоть дизайнера, мы разобрались. Но как же прийти к этой уникальности? Как сделать что-то новое, не похожее на других, если столько всего уже  придумано и спроектировано? 

Я не предлагаю отказываться от работы с аналогами. Я не запрещаю архитекторам «‎подсматривать», что сделали их коллеги. Закрыв все профильные журналы и ограничив доступ в интернет, мы рискуем снова и снова «изобретать велосипед». Сидеть будем долго, а в итоге изобразим то, что уже скорее всего кто-то придумал. Нет, опыт других изучать необходимо, но важно уметь извлекать из него подход, принцип, а не копировать конкретные решения, которые вряд ли окажутся уместны в другом контексте. Копирование решений, какими бы яркими и нестандартными они ни были, обрекает на вторичность по определению.

Как можно вывести принцип из аналогов?

Рассмотрим на конкретных примерах жилой архитектуры.

Как мы уже говорили, даже в жилой, казалось бы, самой обыденной архитектуре должна присутствовать уникальность

Рассмотрим многоквартирный бетонный дом в Цюрихе по проекту архитекторов Андреаса Фуриманна и Габриэллы Хехлер.

Согласитесь, необычная форма для привычных нам жилых домов? Но будет ли уместно делать еще один бетонный дом в другом контексте? Возможно кому-то такой подход покажется чересчур угрюмым? 

Попробуем выделить сам подход к созданию необычности. Отделка здания – голый бетон – это непривычно. Мы привыкли к вент-фасадам, штукатурке или кирпичной кладке. Даже панельные дома обычно бывают с отделкой. Это разрушает существующий стереотип: у фасада должна быть отделка.

Теперь попробуем перенести этот принцип: как еще его можно реализовать? Для этого вспомним существующие стереотипы о доме, о жилье. 

Например, жилье – это четыре стены и крыша. В таком случае, если мы спроектируем дом, у которого часть крыши становится стеной, а часть стены – крышей, то условие необычности окажется выполнено.

Этот же принцип изменения привычного стереотипа прослеживается на совсем  другом примере – Ta Nung Homestay Executive Office в Далате, Вьетнам.

Это тоже жилой дом, но в совсем другом контексте, из совсем других материалов и совсем других габаритов. Что общего между этими примерами? 

В данном случае архитекторы тоже решили разрушить стереотип. Дом не стоит на земле, он «‎парит» над обрывом. Но копировать это решение, например, в условиях холодного климата будет необоснованно дорого, так как консоль должна дополнительно утепляться и выдерживать снеговые нагрузки. 

Проектируя дом на севере, мы можем позаимствовать универсальный принцип: меняем привычное.

Путь к свободе мысли – в проектном творчестве

Извлекая принципы, мы можем так или иначе отразить их в проекте. Понимание методов, а не копирование конкретных решений, позволяет найти новое решение на основе знаний о других проектах. 

Но это лишь один прием, один метод создания уникального, а есть и другие. 
Таких примеров я собрала множество и вывела из массива собранных данных переносимые принципы. Этот материал лег в основу моей книги «НЕтиповое жилье. Приемы проектирования»

Первая часть посвящена приемам решения экономических задач. Вторая содержит инструменты, отвечающие задачам восприятия. 

Как сделать здание уникальным? Как создать точки интереса? Как сделать так, чтобы здание не слишком «‎давило» на человека? И, наконец, как гармонично сочетать разные элементы в здании так, чтобы это была  целостная композиция? 

А какие уникальные необычные здания видели вы?
Встречались ли вам такие жилые здания? Делитесь примерами – будем разбираться и учиться, какой принцип мы можем повторить в своих проектах!

Следующая статья
Бизнес и экономика
НЕИЗБЕЖНОСТЬ PUBLIC RELATIONS. Часть 1. Фрагмент из книги «Приёмы рекламы и Public Relations»
Глава 1 из книги «Приёмы рекламы и Public Relations» НЕИЗБЕЖНОСТЬ PUBLIC RELATIONS. Часть 1. Теория. Автор статьи: Игорь Леонардович Викентьев,  © И. Л. Викентьев, Система «ТРИЗ-ШАНС», 1994, 2002 г. PR как закономерный этап в развитии отечественной рекламы.  PR и прямая реклама: общее и отличия.  Пять основных целей PR и их краткая характеристика. «Прежде чем решать задачу, полезно ознакомиться с ее усло...
Бизнес и экономика
НЕИЗБЕЖНОСТЬ PUBLIC RELATIONS. Часть 1. Фрагмент из книги «Приёмы рекламы и Public Relations»
Бизнес и экономика
НЕИЗБЕЖНОСТЬ PUBLIC RELATIONS. Часть 2. Тренировочные задания.
Искусство и дизайн
Как создать игру: сбор материала для GTA IV
Искусство и дизайн
Составляющие хорошей игры: цель и проблема
Искусство и дизайн
Как измерить элегантность игрового элемента?
Искусство и дизайн
Трансмедийный мир: свойства
Искусство и дизайн
В нашем сознании игра противостоит серьезности
Искусство и дизайн
Почему игры – это искусство?
Искусство и дизайн
Как провести парламентское расследование с помощью игры?
Теория Творчества
Функциональный подход при решении творческих и бизнес-задач
Livrezon-технологии
Типовые ошибки и сильные ходы участников курса «Как читать умные книги?»
Искусство и дизайн
Как создавались декорации к фильму «Мемуары гйеши» (реж. Р. Маршалл, 2005)
Livrezon-технологии
PR-классика: «Психология народов и масс» Гюстав Лебон. Часть III.
Livrezon-технологии
PR-классика: «Психология народов и масс» Гюстав Лебон. Часть II.
Livrezon-технологии
PR-классика: «Психология народов и масс» Гюстав Лебон. Часть I.