Как в будущем будут взаимодействовать разные направления искусства?

1
Романов Александр Олегович6/3/2021

Эстетические потребности стимулируют развитие техники и средств массовой коммуникации. Телевидение, например, возникло из потребности сиюминутно, документально-наглядно, адекватно передать и идеологически нацеленно художественно обработать и истолковать информацию о современной жизни. Телевидение удовлетворяет многие социальные потребности, однако, несмотря на совершенствование телевизионного изображения (рост четкости и величины кадра, появление и улучшение цвета), современное техническое состояние светящегося экрана еще не полно удовлетворяет тем запросам, которые были его порождающим стимулом. Телеизображение еще не вполне адекватно действительности: отсутствует объемность. Эстетические потребности, вызвавшие к жизни телевидение, в дальнейшем стимулировали рождение цвета (новая ступень в соответствии кадра реальности) и теперь стимулируют развитие объемного цветного телеизображения. Технические принципы его создания уже найдены: голография в сочетании со стереофонией. Дело за воплощением этих принципов.

Что же даст художественной культуре голографическое телевидение? Живопись строит перспективу на плоскости и поэтому теряет при телетрансляции не от отсутствия объемного кадра, а от несовершенства цвета. Скульптура же, архитектура и театр многое теряют от плоскостной телетрансляции. Этим видам искусства объемное телевидение даст возможность более адекватной трансляции и новый способ консервации. Восстановление Старого места и Королевского замка в Варшаве, разрушенных войной, было бы облегчено, если бы существовала голографическая телеинформация о них. Заманчивы и грядущие, близкие к реальности путешествия по улицам и площадям Москвы, Парижа, Рима. Такая видеоинформация о национальных памятниках художественной культуры разных народов расширит и углубит приобщение людей к мировой культуре.

Большие возможности стереотелевидение откроет перед музыкой и театром, телетрансляция которых приблизится к ситуации традиционного восприятия в концертном зале или театре. У телетрансляции останется последнее (технически в принципе уже преодолимое) препятствие для адекватного восприятия — отсутствие обратной связи реципиента и актера.

Голографическое телевидение усилит эффект «присутствия» зрителя при любой передаче. И тогда не только собственно художественная, но даже публицистическая или чисто информативная программа будут оказывать развернутое эстетическое воздействие на аудиторию.

Увеличение адекватности телеизображения реальности противоречиво по своим последствиям. Положительная сторона — усиление эффекта «присутствия», «включенности» зрителя, документальности, убедительности передач, углубление их воздействия; отрицательное следствие — приближение изображения к статусу безусловной реальности — вызовет нарушение условности, присущей всякому искусству. Большая степень адекватности телеизображения реальности способна вызвать эффект ее замещения, и зритель будет обретать ощущение иллюзорного присутствия и участия в событиях мира, оставаясь при этом абсолютно пассивным. Возникает опасность созерцательности, снижения гражданственности зрителя, переключения его активности с жизни на ее изображение.

Только истинно художественное воздействие может вызвать у зрителя нравственно-эстетическое переживание и философско-мировоззренческие раздумья, которые порождают активность, направленную не на сценические события, а на жизненные ситуации.

Из этого следует, что усиление натуральности телепередачи должно сочетаться с усилением присущей искусству условности.

Большую роль здесь играют вербальные средства. Именно слово способно восстановить и выстроить необходимую меру условности в грядущем цветном безусловно-объемном изображении.

Слову будет принадлежать огромная новая роль на телевидении. В этом отношении прогноз М. Маклюэна о будущей «зрительной» цивилизации ошибочен. Усиление благодаря развитию телевидения роли зрительных образов в жизни человека будет уравновешиваться усилением роли вербального начала. Иными словами, вместе с появлением голографического светящегося экрана возникнет новый синтез телевидения и литературы, ведущее значение которой по отношению к другим видам искусства в будущем еще усилится.

Возникновение грамзаписи — качественный перелом в истории музыки, следствия которого еще полностью не выявились. Впервые в истории музыкальной культуры грамзапись создала возможности тиражирования и консервирования звучащего художественного произведения. Это имеет свои следствия: к ранее существовавшему опосредствующему звену между композитором и слушателем — исполнителю — прибавилось еще одно звено — диск, магнитолента, фиксирующие и воспроизводящие исполняемое произведение.

Сам характер исполнения меняется при записи на грампластинку. Исполнителю приходится учитывать новое опосредствующее звено и исчезновение непосредственного контакта со слушателем, «усреднение» исполнения, ориентирующегося на массовую аудиторию. Грампластинки, микрофон, магнитофон вызвали у музыкальных исполнителей стремление «докричаться» до непосредственно «невидимой» аудитории путем художественного упрощения текста и мелодии, чреватого вульгаризацией, и повышения громкости (поп-артские тенденции, появление «безголосого» вокала).

Созданная звукозаписью социально-эстетическая ситуация сказалась и на судьбе музыкальной классики: она лишилась ореола элитарности, расширилась ее аудитория, музыкальное исполнительство классики демократизировалось, открылись широкие возможности ее популяризации.

Фонокультура стала составной частью современной художественной культуры, вторглась в сферу досуга, что важно в связи с ростом свободного времени.

Грампластинки, как кино и телевидение, — средства массовой коммуникации. Фиксация, тиражирование и консервирование музыки привели к ее синтезу с кино и телевидением. У фиксированной фонокультуры имеются большие, отчасти уже использующиеся возможности развития в немузыкальном направлении: запись чтецов, театральных постановок, литературных композиций. Фиксированная фонокультура прочно входит в современный быт: физзарядка, сказка для детей, уроки иностранного языка на грампластинках.

Дальнейшее расширение форм и технических характеристик, улучшение содержания звукозаписи (расширение диапазона частотности, появление долгоиграющих пластинок, их тематические наборы, стереофония, звуковое пространство, воспроизведение, цветомузыка и т.д.) ведет к расширению ее эстетических возможностей (записи целых опер, балетов, больших симфонических произведений, концертов и т.д.). Огромно общекультурное значение звукозаписи: она позволяет запечатлеть для будущих поколений выдающихся музыкальных исполнителей. Возникла важная техническая и культурно-эстетическая перспектива: «восстановление» стереозвучания монозаписей Ф.И. Шаляпина, Э. Карузо и других великих музыкантов, записанных на пластинки до открытия фиксации стереофонического звука.

Велико общекультурное значение звукозаписи и по отношению к «горизонтали» художественной культуры. Звукозапись позволяет донести лучшую музыку в лучшем исполнении до самых отдаленных уголков мира».

Борев Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд. доп. – М.:Политиздат, 1988. – С. 317-320.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Жан Ренуар: операторские приемы на съемках «Тони» (1934)
«Тони» ускорил мое расставание с понятием «царственного индивидуума». Меня уже не удовлетворял тот мир, который представлял всего лишь обиталище одиноких личностей. Проблема жизни состоит не в том, чтобы отъединяться от людей из страха, что тебе придется разделить с другими это сокровище — твое «я», абсолютное «я», а в том, чтобы слиться с людьми. В «Тони» я начал ощущать важность единства. Я всегда восхищался и восхищаюсь крупным планом. Как я уже писал, именно крупные планы прекрасных актрис Голливуда во многом побудили меня заняться кино. Но слишком большое количество крупных планов лиц, по...
Искусство и дизайн
Жан Ренуар: операторские приемы на съемках «Тони» (1934)
Искусство и дизайн
Теоретические работы Казимира Малевича
Гуманитарные науки
Дэвид Юм: Философия. Сущность красоты и безобразия
Искусство и дизайн
Современный гиперреализм как направление в живописи
Искусство и дизайн
Когда появились первые профессиональные гримеры и светооператоры?
Искусство и дизайн
4 базовых закона восприятия в дизайне и инфографике
Искусство и дизайн
Кинематограф Российской Империи: «сценарный голод»
Искусство и дизайн
Закадровый голос и его роль в восприятии фильма
Искусство и дизайн
Отечественный кинематограф: первые драмы, комедии и боевики
Искусство и дизайн
Почему японцам пришлось объяснять европейское кино?
Искусство и дизайн
Саморазрушающееся искусство — феномены постмодернизма
Искусство и дизайн
Как Томас Эдисон упустил первенство в кинематографе?
Искусство и дизайн
Виды наказаний в игре и рекомендации по их балансу
Теория Творчества
Конфликт, сюжет и композиция в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Искусство и дизайн
5 этапов проектирования промышленного изделия