Как выразить тему сценария через зрительные образы?

0
Рыжачков Анатолий Александрович1/21/2022

Определившись, что вы хотите сказать, вы должны решить, как это сделать. Сценаристы могут донести тему фильма через события сюжета, через решения, которые принимают персонажи, через диалоги и изображения.

У всех событий есть какое-то значение. Они сообщают, что вы, сценарист, думаете о порядке вещей в мире. Вы принимаете решение: на героя нападут и ограбят, потому что он окажется не в то время не в том месте. Этим вы даете понять, насколько жизнь полна случайностей и лишена логики. Выбирая персонажей, которые заботливо относятся друг к другу, вы сообщаете о своей вере в то, что в мире есть место любви и сочувствию. Показывая героев, пути которых то и дело пересекаются, вы доносите мысль о существовании судьбы, предначертания и нашей исконной связи друг с другом. Как сценарист, вы постоянно выбираете направление своей истории. А каждый сделанный выбор имеет определенный смысл и дает возможность поделиться своим мировоззрением.

Тему можно выразить через решения, которые принимает персонаж. Тот факт, что он выбирает борьбу со злодеем, показывает смелость героя или его стремление к справедливости. Персонажи, которые отказываются отступать, даже когда все тучи сгущаются над ними, раскрывают тему человеческого достоинства. Персонажи, которые решаются изменить свою жизнь, раскрывают тему глубоких преобразований и личностного роста. Темы коррупции, алчности, трусости, утраты иллюзий легко могут найти драматическое выражение через действия героев.

Один из важнейших способов трансляции темы сосредоточен на зрительных образах, которые выбирает сначала сценарист, а затем режиссер. Поскольку кинематограф - искусство визуальное, созданные вами образы могут обогатить вашу историю множеством смысловых уровней. Вы вольны использовать свет и тьму, чтобы показать добро и зло, малое пространство на контрасте с огромным, чтобы раскрыть темы угнетения и свободы. Активно использовать цвет, чтобы нарисовать яркий счастливый мир, в котором живут ваши персонажи. Изобразить стужу и обилие снега, чтобы продемонстрировать, насколько бессердечными могут быть люди («Фарго»), или показать жару, чтобы выразить человеческую страсть («Жар тела»). Вы можете передать ощущение любви и счастья через образы солнца и лазурной воды, как в «Mamma Mia!».

Визуализация сценария – дело режиссера, однако именно сценарист создает кинематографичный текст, который можно перевести в сильные зрительные образы.

Меньший интерес вызывает тема, которую доносят через многословные диалоги — вернее, когда ее проговаривают, а не выражают языком кинодраматургии. Однако в большинстве фильмов есть хотя бы несколько реплик, отражающих тему. Важно, чтобы диалоги возникали в разных сценах в виде коротких реплик (не более одной-двух строчек), а не напоминали длинные лекции.

«Шрек» — хороший пример того, как можно донести тему разными способами. Главная идея мультфильма: «Не суди по внешности». У фильма «Красавица и чудовище» та же тема. Однако каждая история доносит ее на свой лад.

Идея «Шрека» выражена через его персонажи. Главный герой вовсе не красавец. У него толстое рыхлое тело, его зубам не помешало бы внимание хорошего стоматолога-ортодонта. У него смешные уши, странный цвет и довольно колючий характер, сгладить который было бы неплохо какой-нибудь доброй женщине. Шрек живет на болоте и хочет только одного: чтобы от него все отстали. Между тем он храбрый, сильный и вообще добрый огр. Шрек составляет разительный контраст самовлюбленному, эгоцентричному принцу, привыкшему использовать всех вокруг в своих целях. Шрек на собственном примере показывает тему фильма, доказывая, что внутренней красотой может обладать даже странного вида огр. Однако в поддержку темы главный герой время от времени проговаривает отдельные реплики.

Огры не так просты, как кажется людям. Вот у лука есть слои. Огры тоже многослойные.

Позже Шрек говорит: «Некоторые вещи сложнее, чем кажется на первый взгляд». Он жалуется: «Они (окружающий мир) судят обо мне еще до того, как успевают узнать».

Не только Шрек некрасив. Фиону тоже нельзя назвать красавицей. Правда, днем она прекрасна, но ночью... Ночью она превращается в огра - большую бесформенную тушу. Идеальная пара для Шрека. Само собой, зритель против ее свадьбы с принцем, потому что Шрек подходит Фионе намного больше.

Тема пронизывает всю историю до конца. Именно Шрек — не принц — отчаянно бросается совершать храбрые поступки. Он противостоит драконше, спасает принцессу и в результате борется за свою истинную любовь.

Тема мультфильма выражена и зрительными средствами. На первый взгляд, мир Шрека резко контрастирует с миром Фионы. В финале, когда на закате происходит чудо, зритель ждет, что Фиона благодаря поцелую возлюбленного снова станет прекрасной принцессой. Однако она остается самой собой — огром, составляя отличную пару Шреку. Искры фейерверка, окружающие ее в этот момент, открывают неожиданную картинку. Это изображение подчеркивает тему мультфильма: когда ты любишь и принимаешь себя таким, какой ты есть, в твоей жизни будет свет — и, возможно, фейерверк.

В некоторых фильмах тема выражается через реплики, которые противоречат тому, что в действительности хочет сказать сценарист. Иногда используется песня, отражающая мировоззрение персонажа. В мультфильме «Король Лев» Симба, Тимон и Пумба поют песню «Акуна матата», в ней есть такие слова: «...Забудь заботы и держи трубой хвост» — слова, на основании которых зритель может сделать вывод, что герои хотят только веселиться и жить без всяких обязательств. Тем не менее фильм как раз об ответственности, о том, что не стоит бежать от своего прошлого. С развитием сюжета и по мере того, как Симба извлекает уроки из происходящего, зритель замечает в его словах и действиях все больше проявлений надежности.

Л. Сегер. Как хороший сценарий сделать великим. Практическое руководство голливудского эксперта. — 3-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — С. 211-214.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Мы видели из всех предыдущих исследований, что всякое художественное произведение басня, новелла, трагедия включает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств. В «Поэтике» он говорит, что «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему опре...
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Livrezon-технологии
Как развивались представления о чтении с Античности до наших дней
Livrezon-технологии
История наоборот, или фирменный юмор Оскара Уайльда
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Livrezon-технологии
Фактчекинг в тексте: что и как проверять? Приём «Конкретизация»
Livrezon-технологии
Как обстановка помогает в работе: писательские приёмы Чарльза Диккенса
Иностранные языки и лингвистика
Как связаны слово и его значение: Лев Выготский об особенностях внутренней речи
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино