Каким должен быть пропагандистский текст

0
Фрагмент нашел: Казбек Каргаев8/30/2022

Ясность вывода как условие успеха устного пропагандистского выступления

Язык — это прежде всего носитель определенного содержания. Самые прекрасные слова, лишенные содержания, остаются пустым звуком. Успех речи зависит не только от красоты языка, но и от важности передаваемого им содержания. Цель устной пропаганды — сообщение сведений и фактов, их оценок и аргументации. Распространяемая с помощью устной пропаганды информация, которая служит определенным политическим, социальным или еще каким-либо целям, должна излагаться ясно и просто, чтобы быть понятной слушателям. В особенности это важно, когда речь идет об аудитории со средним уровнем подготовки, имеющей среднее представление и степень интереса к проблемам, освещаемым пропагандистом. Как говорил В. И. Ленин, «ясность пропаганды и агитации есть основное условие».

Ясная и простая формулировка мысли следует из убежденности в правильности пропагандируемой идеи, а также из соответствующей подготовки и продумывания материала. В. И. Ленин писал, что следует «уметь говорить просто и ясно, доступным массе языком, отбросив решительно прочь тяжелую артиллерию мудреных терминов, иностранных слов, заученных, готовых, по непонятных еще массе, незнакомых ей лозунгов, определений, заключений».

Ясность выводов достигается путем обращения к опыту слушателей и употребления соответствующим образом упорядоченных рациональных аргументов. Обращение к предшествующему опыту слушателей Т. Шацило в своей книге об убеждениях говорит, что «одним из проверенных способов убеждения является обращение к личному опыту людей». Успешное пропагандирование новых идей требует нахождения для них соответствующих точек соприкосновения со сложившейся структурой сознания людей, их убеждений и взглядов. Тогда пропагандистское воздействие станет определенным продолжением жизненного опыта человека. 

Полезно помнить важный принцип: лучше недооценить, чем переоценить, уровень знаний аудитории. Переоценка уровня может вызвать определенные трудности в контакте со слушателями. В 1966 г. были опрошены несколько сот студентов Ягеллонского университета в Кракове. Предметом исследований был уровень политических знаний. Оказалось, что больше половины этих студентов не могли назвать или называли ошибочно руководителя Демократической Республики Вьетнам (в то время — Хо Ши Мина) й только 22% слышали о X. Бумедьене как президенте Алжира.

Конечно, нет необходимости предварять любое выступление перед незнакомой аудиторией соответствующими исследованиями данных о структуре и уровне знаний слушателей. Имея основные данные, характеризующие аудиторию (возраст, профессию, культурную среду, образование, пол), опытный пропагандист с большой вероятностью определит общий уровень знаний такой аудитории. В ходе пропагандистской работы следует обращаться не только к знаниям, но и ко всей совокупности житейского и социально-политического опыта людей, а также к их актуальным интересам. Содержание пропаганды должно всегда быть максимально приближено к опыту слушателей, который образует отправной момент для дальнейшей аргументации.

Рациональность аргументации 

Рациональными называют аргументы, которые в большинстве случаев можно изложить ясно, однозначно. Социалистическая пропаганда выполняет в обществе функцию воспитания и политического образования. Поэтому рациональность аргументации выдвигается в ней на первый план. Обращение к разуму слушателей делает речь пропагандиста понятной и ясной, повышает степень доверия со стороны аудитории. Исследования «рациональности» аргументации в ее соотношении с «эмоциональностью» в настоящее время стали классическими. 

Ф. Г. Коновер и К. В. Гартман еще в 1935 г. проводили подобные исследования, на основании которых эти психологи пришли к выводу, что наиболее успешной является эмоциональная аргументация. Последующие опыты, однако, не подтвердили этих выводов. Кроме того, авторы слишком грубо ставили саму проблему: в принципе не бывает «чисто рациональной» или «чисто эмоциональной» аргументации. Речь может идти лишь о соответствующем соотношении рациональности и эмоциональности в пропагандистском сообщении. Поэтому правильная постановка вопроса заключается в следующем: является ли пропагандистское сообщение, в котором преобладают рациональные аргументы, более успешным, чем сообщение, по преимуществу построенное на обращении к эмоциям? 

Исследования, проведенные И. Джэнисом и С. Фешбахом, основывались именно на таких методологических допущениях. Эти авторы рассмотрели изменение отношений к гигиене полости рта, опираясь на данные о различном эмоциональном напряжении испытуемых. В результате опытов оказалось, что реакция испытуемых действительно была пропорциональна силе эмоционального фактора. Однако позднейшие исследования, которые должны были подтвердить практическую успешность этого вывода, обнаружили наибольшие изменения во взглядах у той группы испытуемых, на которую воздействовали наименее эмоциональными аргументами. Объяснение этому явлению нужно искать в некоторых механизмах психической структуры личности. Известно, что, испытав воздействие неприятных эмоций, человек старается отогнать их от себя и забыть связанные с ними обстоятельства. Кроме того, наступает своего рода сопротивляемость эмоционально негативным возбудителям, поскольку различные предостережения, которыми оперирует пропаганда по отношению к индивиду, редко подтверждаются в его опыте. Например, пропаганда против курения использует очень сильно эмоционально окрашенный аргумент угрозы раковых заболеваний, возникающих под влиянием никотина. Однако раком болеют также люди, которые не курят. В этой связи эмоциональность аргументации полезна для достижения сиюминутных, непосредственных целей. Отсюда доминирующая роль эмоциональных факторов в агитации. В то же время пропаганда, призванная формировать устойчивые взгляды, должна использовать прежде всего рациональные аргументы и обращаться к разуму людей. 

Вредность пустой фразеологии 

Ясность изложения в пропаганде достигается тогда, когда мы пользуемся содержательным языком, а не набором пустых слов. Пустословие приводит к путанице в мыслях. Еще хуже, когда пропагандист, не способный сообщить аудитории сколько-нибудь оригинальную мысль, прикрывает пустоту сложным орнаментом пустой фразеологии, то есть стандартными, канцелярскими фразами и оборотами. Такая пропаганда становится нудной, безвкусной и непонятной. В. И. Ленин решительно выступал против использования фразерства в пропагандистской работе: «Революционная фраза есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место. Лозунги превосходные, увлекательные, опьяняющие,— почвы под ними нет,— вот суть революционной фразы». Обращаясь к работникам народного образования, В. И. Ленин писал: «Нужно, чтобы было поменьше фраз, так как фразами вы не удовлетворите трудящихся». Эти высказывания В. И. Ленина основаны на подтвержденной жизнью практике пропагандистской деятельности, что придает им особое значение и смысл.

Источник: Л. Войтасик. Психология политической пропаганды. – М.: Прогресс, 1981. – С. 145-147.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше. Но тщетно. Поэтому мысль не в состоянии охватить предел и конец мира, но всегда как бы по необходимости представляет что-либо существующим еще далее. Невозможно также мыслить, как вечность дошла до сегодняшнего дня. Ибо обычное мнение, различающее бесконечность в прошлом и бесконечность в будущем, никоим образом не состоятельно, так как отсюда следовало бы, что одна бесконечность больше другой и что бесконечность сокращается и склоняется к конечному. Из того же бессилия мысли проистекает ухищр...
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Livrezon-технологии
Как устроены политические карикатуры и почему они работают
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Бизнес и экономика
Как спровоцировать клиента на импульсивные покупки
Гуманитарные науки
Курт Левин о том, как передать человеку новую систему ценностей
Теория Творчества
Культура как фактор развития науки
Гуманитарные науки
Как анонимность пробуждает в нас самое злое и причем тут когнитивный диссонанс
Гуманитарные науки
Как работают аргументы в пропаганде
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
Гуманитарные науки
Листовки рабочих движений в России в начале XX века