В запасниках музеев множество картин, которые никогда не показывают публике, но при этом и не выставляют на торги. Причина, по которой их не изымают из коллекции и не продают, – еще одна иллюстрация сложных взаимоотношений между деньгами и искусством.
Некоторые из постоянных обитателей фондохранилищ иногда выставляются – например, если оказываются востребованными на выставке в другом музее, но директора музеев говорят, что большей половине экспонатов, хранящихся в их учреждениях, этого не суждено. Причем в фондах могут находиться и значимые работы, которые вполне могли бы где-то экспонироваться. Количество хранящегося в запасниках весьма значительно. По оценкам Британского фонда публичного каталога (UK Public Catalog Foundation), в публичных коллекциях Великобритании хранится в общей сложности 150 тысяч картин, из которых 120 тысяч ни разу не были выставлены на всеобщее обозрение. Что касается США, то эквивалентные цифры составят около 900 тысяч картин, из которых 720 тысяч никогда не будут выставлены.
Зачем хранить произведения, которые никто и никогда не увидит, и почему бы не продать их на торгах? По логике, музею следовало бы, распродав то, что никогда не будет выставляться, пополнить коллекцию работами, которые более соответствуют концепции музея, а также пустить вырученные средства на реставрацию картин из основной коллекции.
Один из аргументов против продажи картин из запасников их «низкая стоимость» (поскольку работы из хранилища менее значительны, чем основные экспонаты). Аргумент этот выглядит не очень убедительным, учитывая общий нынешний уровень цен на произведения искусства, да еще и обладающие музейным провенансом. Другой аргумент – «в случае продажи работа будет потеряна для публики», также вызывает сомнения: почему бы не продать достойные картины другому музею? В 2006 году Центральный музей Утрехта вывел из своих фондов 1400 работ, предложив их сначала другим голландским музеям. Все работы, оказавшиеся ими не востребованными, продавались затем на «Сотби». Мнение музея по этому поводу было таково, что, если произведение не выставляется и ни один музей не хочет его приобрести, оно не стоит того, чтобы его хранить.
Настоящая проблема заключается в асимметричности восприятия ценности искусства и ценности денег. Картина, изъятая из фондов музея и проданная частному лицу, считается потерей, которую оплакивает и публика, и художественная пресса. При этом выгода от продажи в виде полученных за нее денег не воспринимается в качестве ценной прибыли.
Общество несовершенно. Оно тонет в проблемах и противоречиях: от безработицы и дискриминации до кризиса общечеловеческих идей. Решения этих проблем мы называем социальными инновациями. Однако, сегодня не существует технологии, которая бы генерировала эти решения не стихийно, а под задачу.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОЕКТА «АПОРОН»
➜ Сбор прецедентов: откуда возникают социальные проблемы и каким образом они решаются? Исторические примеры и современные кейсы.
➜ Обобщение прецедентов и создание технологий, позволяющих социальным активистом разрешать актуальные противоречия.
➜ Создание площадки, на которой специалисты в области социальных инноваций смогут обмениваться практическим опытом.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.