Когда появились первые профессиональные гримеры и светооператоры?

0
Тихонов Леонид Васильевич5/13/2021

Несмотря на то, что технические средства для съемки не улучшились (приходилось снимать теми же аппаратами, на той же пленке и с той же осветительной аппаратурой, что и в 1911 году), каждый старался внести свою долю в общий творческий подъем. Многие операторы, отбросив старые заштампованные приемы, стали добиваться освещения декорации и актеров в соответствии с настроением данной сцены, и никто уже не боялся провалов света в декорации, если эти провалы приносили нужный художественный эффект.

Именно в эти дни впервые стали снимать небольшие вечерние и ночные сцены, а при съемках на натуре довольно часто стали пользоваться контражуром, что раньше считалось недопустимым браком.

Появились опытные осветители, немало помогавшие операторам в их работе. Среди них мне хочется назвать Ф. Бургасова, ставшего впоследствии хорошим оператором у Ермольева, и теперешнего начальника осветительного цеха «Мосфильма» орденоносца В. А. Кузнецова.

Большая работа велась и по декоративно-постановочной линии. Предприниматели начали привлекать талантливых театральных художников, как например бывшего художника МХТ В. Е. Егорова (известного по замечательным декорациям, сделанным им на сцене этого театра для пьесы Л. Андреева «Анатема» и для метерлинковской «Синей птицы»), художников В. Баллюзек, А. Уткина, И. А. Суворова, В. Рахальс, Б. А. Михина, Л. В. Кулешова, А. Разумного и других. В 1918-1919 гг. над эскизами и макетами декораций на фабрике «Русь» работал вместе со своим ассистентом-художником С. Кузнецовым главный художник МХТ В. А. Симов.

Большое внимание стало уделяться актерскому гриму. До 1915 года актрисы и актеры гримировались сами, плохо и неумело, в лучшем случае пользуя приемы театрального грима.

Для киносъемок, ввиду увеличения изображения на экране, нужен более мягкий и тщательный грим. Кроме того, надо считаться со свойствами негативной пленки, воспринимающей цвета иначе, чем глаз. Для этого были привлечены опытные художники-гримеры, которые довольно быстро освоились со спецификой киносъемки и нашли новые, более мягкие и подходящие тона грима.

В эти годы Протазанов был особенно активен. Из картин, поставленных им у Ермольева, особо выделялись «Николай Ставрогин» с Мозжухиным в главной роли, «Пиковая дама» (оператор Е. Славянский, художник Баллюзек, актеры И. И. Мозжухин, В. Г. Орлова, Е. Шебуева, Н. Панов и П. Павлов), «Отец Сергий» (операторы Бургасов и Рудаков, в главных ролях Мозжухин и Лисенко) и двухсерийная картина «Сатана ликующий» с участием Мозжухина, Лисенко, Чаброва и Павлова. Все эти картины по блестящим качествам постановки и великолепной игре актеров я лично считаю лучшими драматическими произведениями дореволюционной русской кинематографии.

При выпуске на экран «Пиковой дамы» впервые за время существования кино в России в общей прессе появились критические статьи, уделявшие серьезное внимание кинопостановке. Одни критики хвалили, другие указывали на отдельные дефекты постановки, но общая оценка была положительной и для режиссера и для исполнителей главных ролей (Мозжухин — Герман, В. Орлова — Лиза, Н. В. Панов — граф Сен-Жермен, Т. И. Дуван — старая графиня).

Л. Форестье. Великий немой (Воспоминания кинооператора). — М.: ГОСКИНОИЗДАТ, 1945. – С. 84-86.
Следующая статья
Искусство и дизайн
4 базовых закона восприятия в дизайне и инфографике
Теории Гештальта более сотни лет, но она не теряет актуальности и применяется в новых и новых сферах. Она основана на теории того, что взгляд (и разум) воспринимает объект как целостную структуру до того, как начинает различать отдельные компоненты. То есть, целостный образ — это не просто сумма отдельных частей, а самостоятельный объект. Теория работает, благодаря устройству нашего мозга, который по природе склонен создавать порядок из хаоса. Законы работают в 99,9%!с(MISSING)лучаев, потому что являются врожденными для каждого человека. Их знание полезно...
Искусство и дизайн
4 базовых закона восприятия в дизайне и инфографике
Искусство и дизайн
Кинематограф Российской Империи: «сценарный голод»
Искусство и дизайн
Закадровый голос и его роль в восприятии фильма
Искусство и дизайн
Отечественный кинематограф: первые драмы, комедии и боевики
Искусство и дизайн
Почему японцам пришлось объяснять европейское кино?
Искусство и дизайн
Саморазрушающееся искусство — феномены постмодернизма
Искусство и дизайн
Как Томас Эдисон упустил первенство в кинематографе?
Искусство и дизайн
Виды наказаний в игре и рекомендации по их балансу
Теория Творчества
Конфликт, сюжет и композиция в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Теория Творчества
МОДУЛОР Ле Корбюзье: система стандартов, принципы, значение
Искусство и дизайн
5 этапов проектирования промышленного изделия
Искусство и дизайн
Как в будущем будут взаимодействовать разные направления искусства?
Искусство и дизайн
Жан Ренуар: операторские приемы на съемках «Тони» (1934)
Искусство и дизайн
Теоретические работы Казимира Малевича
Искусство и дизайн
Современный гиперреализм как направление в живописи