Коррекционная педагогика: чтение по губам

0
Рыжачков Анатолий Александрович11/12/2019

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ С ГУБ ПОЗДНО ОГЛОХШИХ И ПЛОХО СЛЫШАЩИХ

Из проблем, касающихся обучения глухих, одним из самых больных вопросов является обучение взрослых глухих, когда-то слышавших, а также тугоухих и теряющих слух. Эти люди очень скоро начинают остро испытывать свою оторванность, обреченность и теряют почву под ногами. Они уходят в себя, недоверчиво относятся к окружающим, стесняются своей глухоты, избегают общения чтобы не надоедать своим недугом, боятся говорить, не зная наверно, говорят ли они чересчур громко, или же невнятно и слишком тихо. Они доходят иногда даже до мысли о самоубийстве.

До сих пор для оглохших в зрелом возрасте и плохо-слышащих, которых сравнительно много, сделано гораздо меньше, чем для глухих от рождения и оглохших в раннем детстве — глухонемых. Даже сами глухие в большинстве случаев не знают о том, что еще есть возможность вновь приобщиться к обществу путем чтения с губ. Попытки обучать чтению с губ относятся к очень давнему времени (около 300 лет назад), но они касались, главным образом, глухонемых. Плохо-слышащие должны были довольствоваться, как вспомогательным средством, слуховыми трубками, а абсолютно глухие с детского и юношеского возраста, потерявшие слух после того, как уже усвоили речь, и стоящие по способу мышления ближе к слышащим, соединялись для обучения тогда, да подчас и в настоящее время соединяются, с глухонемыми. Что же касается оглохших в зрелом возрасте, то о них не заботились совершенно, всецело предоставляя их самим себе и собственной находчивости.

В настоящее время в Германии имеется 26 школ для оглохших и плохо-слышащих. По данным 1922 г., в этих школах обучалось всего 1.800 человек детей при 160 учителях-специалистах. Потребность в таких школах, однако, этим далеко не исчерпана.

В СССР обучение чтению с губ тугоухих детей и подростков в специальных школах находится еще в зачаточном состоянии. В 1919 году в Москве при IV Д/Д глухонемых дошкольников была открыта такая школа на 15 человек приходящих. Специальные классы для поздно оглохших были организованы весной 1918 года при Московском Ин-те Глухонемых, где в настоящее время в 5 группах обучается до 50 человек. Что же касается обучения чтению с губ оглохших в зрелом возрасте и взрослых тугоухих, то это дело до сих пор было у нас приватным, спорадическим. У нас не только широкие массы, но даже врачи еще мало знакомы с этим вопросом. Сведения о пользе обучения чтению с губ мало еще распространяются, и даже большинство глухих и тугоухих, соглашаясь на лечение у ушного врача, отказывается проходить курс по чтению с губ.

Чтению с губ нужно начинать учиться как можно раньше, даже еще при наличии значительных остатков слуха. Очень часто глохнущему говорят, что еще рано обращаться к помощи чтения с губ, так как он еще достаточно хорошо слышит или, наоборот, что уже поздно, что годы ушли. Утверждающие это показывают свою полную неосведомленность. Учиться чтению с губ - легче и скорее при наличии некоторого слуха. Кроме того, ослабленный слух не переутомляется, имея помощником чтение с губ, а благодаря этому облегчается общее напряженное состояние.

Взрослый глухой избегает общения с товарищами по беде и питает отвращение ко всему, что напоминает ему о его недостатке. А между тем нам пришлось убедиться в громадной пользе именно коллективного обучения: в 1923 г. удалось привлечь нескольких оглохших и тугоухих на совместные занятия, и в результате для нас стала совершенно очевидной польза, которую принесли занятия, и не только в отношении техники чтения с губ, но и в смысле благотворного воздействия на угнетенное состояние оглохших. В 1924 году был организован кружок под названием «кружок беглого чтения с губ». В настоящее время этот кружок насчитывает около 22 членов. Члены кружка собираются еженедельно. На собраниях кружка «беглого чтения с губ», кроме упражнений и прохождения курса, читаются лекции, рефераты, проводятся беседы на избранные членами темы из текущей жизни.

Необходимо путем печати распространить сведения о пользе обучения чтению с губ поздно оглохших и таким образом позаботиться о том, чтобы такие же кружки возникли повсеместно и объединились в особое общество на подобие «Обществ глухих и тугоухих» в Америке.

Все методы обучения чтению с губ, которые практиковались, начиная с 1841 года и до настоящего времени, имели в основе один и тот же принцип: научить оглохших и тугоухих как можно скорее и легче понимать речь, следя за движениями губ. Однако, в прежнее время методы обучения чтению с губ имели в виду, главным образом, упражнение в чтении с губ при посредстве зрения, а также развитие догадливости. В настоящее время обучение чтению с губ (не только глухонемых дошкольников и школьников, но и взрослых оглохших и тугоухих) базируется на рефлекторном подражании речи. Если рефлекторное подражание речи учителя у глухонемых детей имеет целью содействовать созданию речи и ассоциации ее с представлениями; то у взрослых глухих, уже вполне владеющих речью, путем указанных упражнений слуховые образы постепенно замещаются двигательными, а через них — зрительными. Путем рефлекторного подражания, которое имеет место при одновременном совместном произнесении учеником и учителем гласных звуков, слогов, слов и фраз, в форме специально подобранных ритмизированных упражнений, вырабатывается умение бегло читать с губ, так как, воспринимая движения своих собственных речевых органов, являющихся отражением речевых движений учителя, оглохший научается понимать речь по движению губ говорящего.

Ритм видимых движений, заключающийся в смене гласных, их ударяемости, краткости и длительности, помогает глухому разобраться в проходящей перед его глазами цепи речевых движений, — отсюда ясна важность ритмизирования упражнений. Совместное одновременное произнесение и ритм речи являются очень важными еще и потому, что вместе обучением чтению с губ выправляется произношение оглохших. Кроме того, при совместном произнесении ученик в значительной мере избавляется от ошибок, неуверенности, необходимости догадываться и искать, которые обыкновенно совершенно сбивают его с толку, затрудняют, конфузят и часто убивают всякую охоту читать с губ.

Сознательное отношение и развитый ум взрослых определяют своеобразие обучения их чтению с губ по сравнению с обучением глухонемых детей. Они вполне владеют языком как со стороны запаса слов, так и с грамматической стороны, — поэтому и характер упражнений и построение курса чтения с губ сильно отличаются от тех, которые приняты в школах глухонемых.

Ученикам сообщают следующее:

  1. чтение с губ есть искусство, овладение которым требует терпения и выдержки;
  2. весь секрет постижения чтения с губ находится, так сказать, во рту;
  3. они должны совместно с учителем действовать и совместно говорить, а также сосредоточить внимание на ощущениях, получающихся в результате движения речевых органов;
  4. главное в умении «подражать и произносить про себя;
  5. чтение с губ должно напоминать чтение книги, при котором мы часто произносим про себя то, что читаем;
  6. в начале занятий следует громко говорить вместе с учителем, затем все тише, топотом, и, наконец, про себя, мысленно; не следует ломать себе голову в догадках о том, что говорит учитель, а также загадывать, о чем он хочет заговорить, т. к. угадывание часто ведет к ошибкам.

Учеников знакомят со следующими основными правилами произношения (по Браукману).

  1. Правильно произносить гласные.
  2. Чисто произносить согласные, особенно С, Ш, 3, Ж, Ч.
  3. Договаривать каждое слово вплоть до последнего звука, не опускать окончаний.
  4. Придерживаться естественного ритма речи (правильные слоговые и логические ударения).

Затем сообщают следующие правила чтения с губ:

  1. Держаться на расстоянии около 1 метра от говорящего.
  2. Держать губы сомкнутыми, чтобы можно было лучше сосредоточить внимание на ощущениях, получающихся в результате движения речевых органов.
  3. Только через внутреннюю речь и восприятие ее может быть достигнуто удовлетворительное понимание речи по движениям губ.

С такими напутствиями оглохшие и тугоухие приступают, к прохождению курса обучения чтению с губ. При обучении исключается всякое описание положения и движений речевых органов при произношении звуков — для того, чтобы излишне не обременять ученика и не запугать его сложностью и трудностью. Точно так же нет надобности в изображении лица говорящего спереди, сбоку и в схематическом разрезе; Браукман не советует пользоваться даже зеркалом. Внимание ученика направляют исключительно на его собственный речевой аппарат, который приучается к правильной и точной работе при совместном произношении.

Обучение начинают с произношения гласных звуков, как наиболее устойчивых и легко воспринимаемых зрением элементов речи; затем идут сочетания с согласными — слоги. В начале нет надобности в произношении слов, — такие упражнения могли бы отвлечь начинающего от главной задачи — автоматического подражания речи учителя. Если автоматическое совместное произнесение войдет в привычку и будет прочно закреплено, то цель будет достигнута — в руках ученика будет ключ к пониманию осмысленной речи.

Совместное произнесение гласных и слогов идет сначала в медленном темпе, затем ускоряется все больше и больше. При этом ритм постоянно меняется, что значительно облегчает упражнения и делает их приятными. В начале обучения желательно даже, чтобы ученики одновременно с произнесением двигали руками в такт.

Приступая к занятиям, учитель должен внушить ученику полное доверие, создать у него хорошее настроение; самые упражнения он должен сделать занятными, интересными. В предварительной беседе учитель выясняет профессию ученика, его запросы, психическое состояние. Считаясь с личностью ученика, учитель-должен использовать последующие беседы для того, чтобы облегчить его угнетенное состояние, пробудить в нем бодрость, энергию, веру в свои силы. Желательно, чтобы учитель через соответствующие организации содействовал своему ученику в приискании-подходящего занятия; если оно даже и не обеспечит его материально, то, во всяком случае, убедит в том, что он, несмотря на глухоту, может быть полезным членом общества.

Прежде чем перейти к изложению плана занятий, мы укажем еще на те основные факторы, которые обусловливают успех занятий.

I. ВНЕШНЯЯ ОБСТАНОВКА

  1. Учитель должен сидеть или стоять против света, его рот должен быть хорошо освещен.
  2. Расстояние между учителем и учеником должно быть не менее одного метра.
  3. Лицо учителя должно находиться на уровне лица ученика.
  4. Артикуляция учителя должна быть обычной, естественной.
  5. Мимика лица должна быть живой, выразительной.
  6. Голос должен быть тоже вполне естественным; шопотная речь не допускается, т. к. она нарушает естественность артикуляции и тормозит оживленность разговора.

II. НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНИКА

  1. Состояние зрения ученика должно быть нормальным. Дальнозоркость не мешает, но близорукость затрудняет обучение, — поэтому, близоруким во время занятий рекомендуется носить очки.
  2. Общее развитие и богатство языка способствуют чтению с губ.
  3. Оптимистическое настроение, доверие к учителю и желание овладеть искусством Чтения с губ являются важными условиями успеха.

III. НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ

  1. Учитель должен уметь индивидуализировать обучение и внушить ученику доверие к себе и уверенность в успехе.
  2. Хорошо, если учитель обладает бодрым настроением, веселым нравом и гибким умом. Для занятий с оглохшими, у которых господствует угнетенное состояние, эти качества учителя являются особенно важными.
  3. Необходима выдержка и строгая последовательность в упражнениях.
  4. Очень важна находчивость в подборе упражнений, особенно при переходе к фразам (способность импровизации); фразы должны быть взяты из обиходной речи, должны быть жизненны.
  5. Учитель должен хорошо знать физиологию произношения звуков и должен быть знаком с литературой по вопросу обучения оглохших и тугоухих чтению с губ.
  6. Речь учителя должна быть безукоризненно внятной, естественной и ритмичной.

IV. ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Гласные:

  • А
  • О
  • У
  • Е
  • И
  • Ы

Дифтонги:

АЙЯ(ЙА)
ОЙЕ(ЙО)
УЙЮ(ЙУ)
ЭЙЕ(ЙЭ)

2. Группировка согласных (твердых и мягких):

I позицияII позицияIII позиция
Губные ПЯзычные ТНебноязычные К
МДГ
БНХ
ФС 
ВЗ 
ШЦ 
ЖЛ 
ЧР 
Щ  

3. Схема по очереди слоговых упражнений (берутся все гласные

а) Согласные перед гласными:

  • ПА
  • ПО
  • ПУ
  • ПЕ
  • ПИ
  • ПЫ

б) Гласные перед согласными:

  • АП
  • ОП
  • УП и т. д.

в) Согласные в середине (перед согласным и после него ставятся или однородные или разные гласные):

  • АПА
  • АПО
  • АПУ
  • ОПО
  • УПО
  • ИПЕ

г) Закрытые слоги с одинаковыми или разными согласными в начале и конце:

  • ПАП
  • ПОП
  • ПУП
  • ПЕП
  • ПИП
  • ПАТ
  • ТАС
  • ФОН и т. д.

д) С одинаковыми согласными и разными гласными:

  • ПАПО,
  • ПАПУ,
  • ПАПЕ,
  • ПАПЫ,
  • ТАТО,
  • ТАТУ,
  • ТАТЕ,
  • ТАТИ и т. д.

е) С разными согласными и разными гласными:

  • ПАТА,
  • ПАТО,
  • ПАТУ,
  • ПАТЕ,
  • ПАТИ,
  • ТАПА,
  • ТАПО,
  • ТАПУ,
  • ТАПЕ,
  • ТАПИ;

ж) Сочетания согласных (поставленных в начале) с одним гласным и с разными гласными:

  • ВПА,
  • ВТО,
  • ВСО,
  • СВО,
  • ВПО,
  • ВТУ,
  • ВСЕ,
  • СВИ.

з) Сочетания согласных в свое дине:

  АВПОАВТОАВСО 
  АВПУАВТУАВСЕ 
Это разучивается следующим образом:
МААММАММАМАМАМОНЕМА
МООММОММОМОМОМУНЕМО
МУУММУММУМУМАМЕНЕМУ
МЕЕММЕМи т.д.и т.д.и т.д.
МИИММИМ   
МЫЫММЫМ   
МАЙЯММЯМ   
МОЙЁММЁМ   
МУЙЮММЮМ   
МЕЙ     

Эти упражнения должны охватывать всевозможные слоговые сочетания (образуемые по тому же принципу) и произносятся непременно с соблюдением известного ритма например:

  • МАМУ
  • МОМУ
  • МЕМИ
  • МАЙ
  • МОЙ
  • МУЙ
  • МЕЙ
  • МАМОМУ
  • МАМЕМИ.

4. Упражнения с осмысленными звуковыми комплексами (словами);

  1. вытекающими из предыдущих слоговых упражнений;
  2. упражнения с фразами, состоящими из этих слов
  3. неизменяемые части речи (наречия места, времени, образа действия);
  4. вопросы: кто, что, чем, кого, как, сколько, почему,: как, когда, куда и т. п.;
  5. дни недели, месяцы, названия чисел, название мер, имена собственные, а также часто встречающиеся в обиходе вводные слова и выражения, наприм.: посмотри-ка, послушай, вот в чем дело;
  6. общепринятые обиходные выражения, как наприм.:

Мне хочется.
Мне кажется,
Я думаю.
Может быть.
Я сейчас.
Подожди минуточку.
Знаете ли что?
Понимаете ли и т. п.;

ж) употребление окончаний, суффиксов, спряжение, управление падежами.

5. Чтение связного текста, знакомого ученику, и вопросы из прочитанного. Видоизмененный пересказ прочитанного, напр., в прошедшем [или будущем времени, в другом лице или же в форме диалога.

6. Чтение простого текста, незнакомого ученику. Для начала особенно рекомендуются народные сказки, где часто повторяются одни и те же выражения.

7. Беседы на определенные темы, напр.: разговор в лавке, у сапожника, в трамвае, в гостях и т. п.

8. Пословицы и поговорки.

9. Составление фраз (проделываемое учеником на дому) на пройденные слоговые сочетания и чтение этих фраз по губам на занятиях.

10. Случайная, свободная беседа.

11. Чтение драматических произведений, стихотворений, басен.

12. Беседа втроем.

Учитывая данные опросного листа (он приведен полностью в конце статьи) и беседы с учеником, вы бодро и энергично приступаете к первым упражнениям, вы говорите: Начнем. Затем вы произносите ряд гласных и одновременно с вами те же гласные произносит ученик; сначала вы говорите медленно, затем постепенно ускоряете темп.

АОУЕИ
АОАУАЕАИ 
АОУАУЕАЕИ  
АЙОЙУЙЕЙ 
УАУЕУИи т.п. 

Вы говорите: Так, хорошо.
Далее вы вместе с учеником произносите слоги с губными согласными:

ПАПОПУПЕПИПЫ
АПОПУПЕПИПЫП
АПАОПОУПУЕПЕИПИЫПЫ
АПОАПУААПЕАПИ  
ПАППОППУППЕППИППЫП
ПАПАПАПУПАПЕПАПИПАПЫ 
ВАПВОПВУПВЕПВИПВЫП
ПАВПОВПУВПЕВПИВ(«в» произносится как «ф»)
ПАВАПАВУПАВЕПАВИ  
ВПАВПОВПУВПИВПЫ 

Для того, чтобы сделать совершенно отчетливым наш способ занятий по чтению с губ, мы даем образчик урока.

V. ПЕРВЫЙ УРОК

Учитель совершенно естественно начинает беседу с учеником, преследуя, однако, незаметно для ученика, цель быть с самого начала понятым. Подбирая наиболее простые фразы, доступные пониманию ученика, он говорит о значении чтения с губ, о том, что никакие слуховые трубки при наличии остатков слуха не смогут заменить искусства понимания речи путем чтения с губ. Учитель объясняет, что не сосредоточенное всматривание, а непосредственное подражание, произношение вместе с учителем должно лечь в основу всех занятий. Путем косвенных расспросов учитель вызывает ученика на откровенность и черпает нужные ему сведения о профессии ученика, о его психическом состоянии, запросах и т. д. Кроме того, учитель дает понять, что, овладев в совершенстве чтением с губ, все-таки нельзя будет следить за общим разговором, или свободно понимать лекции, доклады, речи на собраниях; что путем чтения с туб можно общаться лишь с двумя-тремя собеседниками. Надо указать, что такие беседы тоже могут дать очень много: упомянуть о том, что глухой имеет полную возможность пополнить свои знания и расширить кругозор посредством чтения книг, рефератов и т. д., что для него возможна широкая общественная деятельность.

Затем учитель переходит к заполнению опросного листа по вопросам, которые ученик считывает с губ.

  1. Ваша фамилия?
  2. Ваше имя, отчество?
  3. Сколько вам лет?
  4. Ваш адрес?
  5. Кто направил вас ко мне?
  6. Когда вы оглохли?
  7. Вы слышите меня?
  8. Вы совершенно ничего не слышите?
  9. Кто вас лечил?
  10. Чем вас лечили?
  11. Где вы учились?
  12. Чем вы занимались раньше?
  13. Чем занимаетесь теперь?
  14. Ваше любимое занятие?
  15. Вы любите читать?
  16. Что вы читаете?
  17. Вы пишете дневник?
  18. У вас есть товарищи (подруги)?
  19. Как вы разговариваете со своими близкими?
  20. Любите ли вы бывать в кино?
  21. Что дает вам кино?
  22. Какое настроение бывает у вас по преимуществу?
  23. У вас есть Серьезное желание учиться чтению с губ?

Ученику дают понять, что звуки П, М, Б сходны между собою, что при упражнениях нет надобности угадывать, какой именно звук произносит учитель — надо только подражать движениям губ. В фразах эти звуки можно узнать руководясь смыслом (по окончаниям глаголов или прилагательных) — напр. папа (а не мама) ушел.

То же самое — в словах:

Поп — боб.
Папа — мама — баба.
Суп — зуб.

Вы скажете: «Попробуйте, говорите со мной вместе».

  • Поп ушел.
  • Папа ушел.
  • Мама ушла.
  • Боб в супу.
  • В супу боб.
  • Суп с бобами.
  • Поп с зубами.
  • Мама варит суп из бобов.
  • Мама сварила суп с бобами.
  • У папы болит зуб.
  • У папы из бобов суп и т. п.

Большинство учеников сразу же понимает эти фразы, а если ошибается, то забавляется полученными курьезными фразами, например:

«Поп в супу» или «Суп с попами».

После этих упражнений ученику дают прочесть вслух небольшой рассказ, затем учитель читает первую фразу по одному слову, при чем ученик повторяет за ним каждое слово. Затем читаются части фразы и целые небольшие фразы. После этого слова читаются в разбивку; фразы изменяются, или из тех же слов строятся новые фразы в повелительной, повествовательной, вопросительной и отрицательной формах. Рассказ подвергается разбору по вопросам. Если начать с таких упражнений, в ученике укрепляется уверенность в том, что он способен научиться чтению с губ.

Продолжительность каждого урока следует согласовать с силами ученика; вначале нельзя заниматься более получаса, и то с перерывами. По мере того, как ученик привыкает к чтению с губ, можно довести продолжительность урока до 1 часа.

На прохождение всего курса требуется при наилучших условиях (ежедневные занятия) около 2 месяцев. Но если ученик по окончании теоретического курса не будет упражняться при каждом удобном случае, если он будет избегать людей, вместо того, чтобы искать собеседников, весь труд по обучению чтению с губ нужно считать напрасно потраченным. Об этом' не лишне напомнить вашему пациенту-ученику при окончании курса.

Умственная отсталость, слепота и глухонема: сборник. / Под ред. Гайлис Я.Р., Л.В. Занкова. – Р н/д: Долой неграмотность, 1927. – С. 190-202.
Следующая статья
Педагогика и образование
Рефлексируйте как рыцари, или опыт использования самоанализа в вузовской практике
Как научить студентов фиксировать данные о своей деятельности и развивать навыки самоанализа? Этот вопрос особенно актуален для исследователей, стремящихся смотреть на мир шире и находить закономерности, незаметные на первый взгляд. В своей статье я, профессор Виталий Борисенко, делюсь опытом внедрения навыков самоанализа через регулярные записи и рассказываю о том, как мы с моими студентами взяли за основу легенду о рыцарях Круглого стола для формирования эффективной привычки. Меня зовут Виталий Павлович Борисенко, я профессор-экспериментатор в высшей шк...
Педагогика и образование
Рефлексируйте как рыцари, или опыт использования самоанализа в вузовской практике
Педагогика и образование
Как и почему дети подражают взрослым – текст Жана Пиаже
Педагогика и образование
Психодиагностика по рисунку: не так страшен чёрный цвет, как его малюют
Педагогика и образование
Как формируется интерес к обучению
Педагогика и образование
Различия в сенсорном развитии у детей разного возраста
Педагогика и образование
Как развивать речь у глухонемых детей?
Педагогика и образование
«Основы дефектологии» Л. С. Выготского: концентрированный реферат – самое главное из книги
Педагогика и образование
Сидим правильно: за роялем и не только
Педагогика и образование
Селестен Френе о том, как противостоять травле в классе
Педагогика и образование
Какой должна быть Достойная Цель? (Теория развития Творческой Личности)
Педагогика и образование
С какими игрушками полезно играть детям?
Педагогика и образование
Как справиться с трудным ребенком?
Педагогика и образование
Как заставить ребенка выполнять требования?
Педагогика и образование
Что делать, если дети в классе объединились против одного ребенка?
Педагогика и образование
Чем опасны сверхнагрузки и излишнее усердие – по текстам иезуитов
Педагогика и образование
Как ведут себя студенты при приближении к сессии?