Куда ведет человека прогресс?

0
Рыжачков Анатолий Александрович6/28/2020

Эволюцию часто не совсем корректно отождествляют с прогрессом, вкладывая в последний исключительно позитивное содержание, т. е. понимая под ним развитие от «плохого» к «хорошему», в сторону роста общего «количества счастья» на Земле (см. разд. 1.1). Рост счастья предполагается, естественно, для человека, а не для комара или, скажем, собаки.

Между тем эволюция вовсе не «озабочена» интересами человека и кого бы то ни было другого. Прокариоты (клетки которых не содержат ядер), эволюционировав в эукариот (клетки содержат ядра), оказались оттесненными на периферию биосферы (см. сноску 513 внизу — прим. LIVREZON). Эволюция неандертальца, превратившая его около 40 тыс. лет назад в кроманьонца (современного человека), самого неандертальца после того извела примерно за 5 тыс. лет. Переход кроманьонца от первовобытной фазы (собирательство и охота) к племенной (земледелие и скотоводство) тоже не был для человека безусловно позитивным явлением, чрезвычайно затруднив его жизнь, о чем говорилось в разд. 4.2.1. С большими издержками для человека был связан и переход к третьей и четвертой фазам социального развития — ранней (городское общество) и имперской древности (см. сноску 516 внизу — прим. LIVREZON). Не принес людям особого счастья и дальнейший ход событий (см. сноску 517 внизу — прим. LIVREZON).

Можно понять, поэтому, многочисленных авторов, включая Н. А. Бердяева [1923]К. Ясперса [1991] и П.А. Сорокина [1992] (см. сноску 520 внизу — прим. LIVREZON), которые восставали против самой идеи социального «прогресса» как якобы несущего людям счастье. К этому же выводу приходят и некоторые современные авторы (см. сноску 521 внизу — прим. LIVREZON).

Однако, как ни бесспорны факты, говорящие о реальном ухудшения жизни человека в ходе социальной эволюции, они отражают только часть картины, имеется масса фактов, свидетельствующих о противном — «раньше» далеко не всегда означает «лучше» (см. сноску 522 внизу — прим. LIVREZON).

Так улучшает ли жизнь людей социальная эволюция? Если говорить об объективных показателях и если брать макроисторию человечества в целом, отвлекаясь от отдельных ее эпизодов и периодов, то, наверное, все же, улучшает. Если же иметь в виду субъективное восприятие жизни самими людьми — то вряд ли. Основная масса людей не любит перемен. Живший в I в. н.э. Плиний Младший с отвращением отзывался о «любителях новизны». Скиф, для которого наша городская жизнь без лошадей и кумыса, надо полагать, была бы чудовищной, вряд ли захотел бы «прогрессировать» в нас. Людям в их массе вообще нравится их обычная жизнь, к которой они привыкают в детстве и глубинных безобразий которой не замечают, сетуя лишь на отклонения от нормы, которую их соседи по земному шару или потомки порой воспринимают как чудовищную. Даже смерть и физические страдания не всегда воспринимаются «за безусловное зло... Добропорядочному христианину доставляет эмоциональное удовольствие все, что свидетельствует о близящемся «освобождении души из темницы плоти», и предвкушение грядущей встречи с Богом способно чрезвычайно скрасить всю сознательную жизнь человека» [Назаретян, 1995. С. 88].

Автор этих строк также считает, что прогресс не несет людям счастья, полагая, однако, что он неостановим. Тот факт, что занятая сама собой прогрессивная универсальная эволюция обеспечивает социуму развитие в направлении интенсификации метаболизмов, роста фрактальности и т.д., отнюдь не гарантируя человеку все более счастливой жизни, подтверждается многочисленными фактами.

В романе Г. Мелвилла «Тайпи» описана поистине райская жизнь одноименного полинезийского племени в одной из долин острова Нукухива Маркизского архипелага в 1842 г. В описании Мелвилла, это совершенно безбедная, бесконфликтная и беззаботная жизнь. Еда растет на деревьях (хлебное дерево, кокосовая пальма), свиньи свободно пасутся здесь же в долине. Погода — изумительная в течение всего года. Численность населения на протяжении столетий сама собой остается оптимальной. Никаких самоубийств, столь характерных для более развитых цивилизаций. Рай, все счастливы. И что же? В этих условиях произошла консервация племени, никакого прогрессивного развития на протяжении столетий. Жизнь без проблем и без прогресса.

Так оно всегда и бывает, прогресс приносит индивидам массу проблем, которые, однако, и делают жизнь жизнью. Это сообщает библейской притче об изгнании Адама и Евы из рая за грехопадение, совершенное ими по наущению Дьявола, неожиданное наполнение: изгнав людей в «несчастливый», но зато такой осмысленный мир прогресса, Господь избавил их от скуки бездумного существования.

ПРИМЕЧАНИЯ:

513 «Это выглядит, если вдуматься, вопиющей исторической несправедливостью... некая группа живых организмов постепенно изменяет окружающий мир „под себя", а плодами этих изменений в итоге пользуются другие, причем с достаточно печальным для „инициаторов реформ0 результатом. Увы! Блестяще сформулированный Стругацкими принцип: „Будущее создается тобой, но не для тебя“ проявляется в эволюции биосферы как одна из фундаментальнейших закономерностей» [Еськов,2000. С. 108].

516 «...При возникновении урбанизации мы сталкиваемся с общей закономерностью всякого прогресса: за него нужно платить, и плата в конечном счете превышает выгоду от него. Крайняя скученность населения городов при полном отсутствии общественной гигиены приводила к частым эпидемиям и к повышенной детской смертности. Выживаемость детей в условиях как первобытности, так и ранней древности, видимо, не превышала даже вне городов средней цифры два-три ребенка на одну женщину в возрасте, способном к деторождению, т. е, примерно соответствовала норме, едва достаточной для поддержания данной численности населения» [Дьяконов, 1994. С. 44-45]. «На выходе... имеем такие цифры средней продолжительности жизни (с учетом высочайшей детской смертности): 18-19 лет для Теотихуакана или 15-16 лет для императорского Рима эпохи принципата» [Коротаев, 1997. С. 35-36]. Не принесла счастья и следующая — средневековая — фаза: «В целом же прогресса, в привычном смысле „большего блага для большего числа людей" в пятой фазе истории — средневековье, безусловно, не происходило. Это шаг истории дальше, но не „ввысь”; данная фаза истории (ранний период крестьянской эксплуатации) часто являет нам скорее картину регресса, особенно в Европе, где она справедливо получила наименование „темных веков”» Дьяконов, 1994. С. 71].

ТЕОТИХУАКАН, город в 25 милях к северу от г. Мехико, столица древнейшей цивилизации Центральной Мексики, достигшей расцвета к 600 г. н. э. В конце VII в. город был уничтожен пожаром, причины которого остаются невыясненными.

517 «XX век нанес по идеологии прогресса чувствительные удары. Две мировые войны, завершившиеся созданием и практической апробацией беспримерной по убойной силе орудия, кошмар забытых было массовых геноцидов, экологический кризис, поставивший под вопрос дальнейшее существование цивилизации на планете... В таком контексте унаследованная от просветителей вера в человека, его разум и светлое будущее выглядит трагикомическим анахронизмом» [Назаретян, 1995. С. 8].

520 «...Если мы хотим более или менее объективно судить о том, увеличивается ли вместе с прогрессом счастье... мы должны обратиться к числу самоубийств... Обращаясь к данным, мы видим, что число самоубийств увеличивается с ростом цивилизации... число их в Европе, за исключением Норвегии, с 1821 по 1880 год утроилось» [Сорокин, 1992. С. 508].

521 «...Несмотря на все колоссальные усилия людей улучшить свою жизнь и жизнь своих близких, на протяжении многих тысячелетий наблюдалась тенденция скорее к ухудшению, а не улучшению жизни большинства людей. В недавнем исследовании проблемы прогресса в исторической перспективе С. К. Сандерсон использовал четыре группы показателей: стандарт жизни (качество питания, уровень здоровья, продолжительность жизни и т.д.), характер труда и продолжительность рабочего дия, степень социально-экономического равенства, а также уровень демократии и свободы. Он показал, что если в наиболее развитых странах мира последние несколько десятков лет наблюдается ощутимый прогресс по подавляющему большинству показателей, то в течение нескольких тысячелетий после неолитической революции наблюдалась устойчивая тенденция к антипрогрессу по столь же подавляющему большинству показателей в большинстве регионов мира, совершивших переход к земледелию [Sanderson, 1995. Р. 336-337]» [Коротаев, 2003. С. 191]. «Попытки прогрессистов представить человеческую историю как последовательное восхождение „от худшего к лучшему" чаще всего оказывались неудачными спекуляциями... нет вразумительных доказательств того, что люди от эпохи к эпохе становились более счастливыми» [Назаретян, 2004. С. 87].

522 «в тенденции с развитием общества отношения между людьми становились „человечнее" — менее насильственными и авторитарными. Расширялось пространство индивидуального выбора, возрастало богатство интеллектуальной и эмоциональной жизни... С социальным прогрессом сокращается детская смертность и растет продолжительность жизни... Об Александре Невском летопись сообщает, что он дожил до старости. Даты рождения и смерти новгородского князя по энциклопедии: 1220-1262... Из всех людей, родившихся на нашей Планете от палеолита до начала XX века, 40-летнего рубежа смогли достичь менее 10 %, а 50-летнего — не более 2 %. Об этом полезно напоминать нашему современнику, считающемуся в 40 лет чуть ли не молодым, но не устающему клясть пишу, воду, воздух, медицину и цивилизацию с ностальгией о счастливом и здоровом быте предков... О.Тоффлер обобщил сведения английских историков об образе жизни средневекового села, которые в пух и прах развенчивают ретроградные идиллии. „Средоточия физического истощения, болезней, бедности, бездомности и тирании, полные людей беззащитных от голода, холода, телесных истязаний" — так выглядят патриархальные сообщества при внимательном исследовании» [Назаретян, 1995. С. 87-88].

Хайтун С. Д. Социум против человека: Законы социальной эволюции. — М.: КомКнига, 2006. – С. 216-222.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Цивилизованный человек отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, если применить немного более широкий термин, предусмотрительностью. Цивилизованный человек готов ради будущих удовольствий перенести страдания в настоящем, даже если эти удовольствия довольно отдаленны. Эта привычка становится важной с возникновением земледелия. Ни животное, ни дикарь не стали бы трудиться весной ради того, чтобы обеспечить себя пищей на следующую зиму, если не считать немногие чисто инстинктивные формы деятельности, вроде собирания меда пчелами или заготовки орехов белками. Но и в этих случаях нет...
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Гуманитарные науки
Фундаментальный конфликт благоразумия и страсти по Бертрану Расселу
Гуманитарные науки
Ложная самоуверенность может роковым образом ввести в заблуждение
Гуманитарные науки
Если факты не доказаны, а лишь принимаются за истинные
Гуманитарные науки
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Гуманитарные науки
Иммануил Кант о моде, тщеславии и законах подражания
Гуманитарные науки
Как знаки заменяют слова и определения: размышления Лейбница
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
IT
Может ли компьютер мыслить? 8 возражений, которые Алан Тьюринг сформулировал в середине XX века
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Бизнес и экономика
Как фиксировать и внедрять лучшие практики в компании – инженер Гаррингтон Эмерсон
Бизнес и экономика
Концептуальная целостность по Фредерику Бруксу – на примере интерфейса WIMP

Медиа

Комментарии (0)