Курсовая работа здорового человека vs «Курсач курильщика»

1
Автор статьи: Дмитрий Матвеев, научный редактор4/22/2024

Зачем нужны курсовые? Все студенты обязаны их писать, а аргументы вузов сводятся к тому, что курсовая «учит проводить исследование». Да, курсовая — это исследовательская работа. Но почему тогда фразу «как написать курсовую» Яндекс ещё недавно продолжал автозаполнением «пример для дебилов», а сейчас самая популярное завершение — «с помощью нейросетей»?

В этой статье разбираемся в подходах к написанию курсовой и в том, как находить качественные источники для исследования. Рассказывает Дмитрий Матвеев – научный редактор издательства «LIVREZON» и автор курса «Как искать умные книги?».

Известно: преподаватели сами нередко не могут провести качественное исследование и уж тем более не могут (или не успевают) качественно проверить студента. Вот и получается, что в архивы проникают курсовые, в которых для объема добавлено несколько глав из «Гарри Поттера». Зато титульный лист правильно оформлен и интервал – полуторный.

Даже «отписочная» работа отнимает время, хотя её содержание оказывается никому не нужно. Пригодится ли кому-то курсовая на тему «Традиции и праздники Японии и России: сравнение двух культур»? Зачем просто сравнивать две культуры? Чтобы что?.. 

При этом, никто не мешает выбрать полезную тему. Например, «10 способов увлечь читателя введением: анализ лучших публицистов XIX века» – пригодится при написании любого вида контента. Но обычно ничего полезного не получается, зато образовательный процесс идёт. (Считается, что написать «курсач» больнее, чем родить ребёнка, потому что, в отличие от курсовых, второго ребёнка заводят по собственному желанию.)

В воздухе повисает риторический вопрос: почему студент страдает и тратит самые продуктивные годы жизни, если задача системы образования в том, чтобы научить его полезным в работе вещам, а не отнять время и не создать проблемы?.. 

Первая стратегия – «Эконом»

Большинство студентов, осознав всю безысходность ситуации, выбирает путь экономии усилий. Арсенал средств здесь стандартный: отписка, плагиат, покупка готовой работы и, свежий способ, GPT-курсач. И хотя интеллектуальные усилия сводятся к минимуму, остаётся организационная возня, и это проблема. Нужно и всю бюрократию соблюсти, и с программами/чатами разобраться, и заплатить, если заказываешь — всё это в чистом виде личные затраты.

Чуть менее очевидное, но существенно более неприятное следствие — мозг за годы учёбы постепенно привыкает подменять интеллектуальный труд более лёгким планированием обходных путей. А если уж говорить начистоту, — привыкает к халтурной работе. И когда будет нужно подумать «для себя», организм начнёт активно сопротивляться.

Вторая стратегия – «Работать на себя»

Второй путь вдохновлён девизом «Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет». 

Начнём с первого позитивного примера. Оказывается, бывает и такое, что преподаватель помимо всего прочего ещё и руководит IT-компанией, а студент устраивается к нему на работу и в качестве курсовых разрабатывает модули для навороченного софта. (И при этом получает рыночную зарплату.)

Конечно, вряд ли можно рассчитывать на такое же стечение обстоятельств, но подстроить обстоятельства под себя вполне реально. Это означает, что с помощью курсовой можно собрать полезные фишки для будущей работы, узнать подводные камни о профессии, освоить необходимые навыки. 

На старте карьеры такой подход превращается в решающее преимущество. К примеру, большинство даже профессиональных дизайнеров используют в своей работе 5-10 приёмов, хотя их сотни. За год же вполне реально найти и освоить десятки дизайнерских фишек и заодно оформить их курсовую работу. 

Так досаждавшие ранее курсовые дедлайны превращаются в инструмент для построения карьеры. То есть, если выбрать хорошую тему, то часть организационных требований начинает работать не против, а на нас!

Конечно, этот радужный путь к жизненному успеху в реальности окажется сложнее. Нужно и договориться с научным руководителем, и сформулировать тему так, чтобы она прошла формальные требования кафедры, и многое другое. Система даже в мелочах будет сопротивляться тому, что нарушает её привычную жизнь.

Подводный камень «‎Работы на себя»

Если перспектива немного повоевать с системой и подстроить её под себя вас не пугает, а амбиции профессионально прокачаться сильны, то продолжим обсуждение плана.

Вот, мы ловко договорились с системой, потратили время и силы и теперь будем делать полезную для себя курсовую. Что может пойти не так? Сама курсовая – а точнее, ваша исследовательская работа, – требует определённых навыков. Вот они – с высоты птичьего полёта:

  • Нужно уметь выбирать тему работы / задачу исследования
  • Нужно уметь собирать качественные данные
  • Нужно уметь формулировать полезные и небанальные выводы

Если этих навыков нет, то и до выгорания недалеко, потому что куча времени и сил улетают в трубу. Да и система, вероятно, настроена к вам не слишком дружелюбно.

Как же развить эти навыки, если в вузе, увы, этому не учат? А профессиональным исследователем быть непросто, тонкостей очень много. Нужно уметь отличать инструментальные знания от описательных, а реальные задач – от выдуманных (вспомним про исследование праздника цветения сакуры). Нужно знать, что такое «‎приём» в вашей области знаний, что такое «‎задача», какие модели характерны для области и так далее. Поэтому, если вы ещё здесь, нужен простой подход к исследованию, который без этих сложных слов поможет написать «‎курсач здорового человека». 

Что такое «‎классика»

Этот подход — работа с классикой. Классика — это лучшие труды по теме от лучших авторов, тех, кто продвинул область знаний вперёд. 

Обычно имена этих людей у всех на слуху. В педагогике это А. Макаренко и М. Монтессори, в кино — Ч. Чаплин и С. Эйзенштейн, в театральном искусстве — К. Станиславский и М. Чехов (не тот, который писатель, а его племянник). Иногда классикой оказывается и трудная философская литература. Спокойно, не нужно бежать читать «Первую аналитику» Аристотеля. Хотя многим бы не помешало, хе-хе.

Классиков от обычных авторов отличают их достижения. Достижение — это, как правило, решение какой-то профессиональной проблемы. Например, тот же А. Макаренко разработал целую систему перевоспитания колонистов.

Поэтому, если вы читаете классиков, то знаете и какие проблемы стояли и стоят в вашей будущей профессии, и лучшие попытки их решения. Нередко там же можно найти хорошие критические обзоры всех предшественников.

Верно и обратное: средний специалист плохо знает классиков и поэтому быстро заваливается с помощью трёх нехитрых вопросов:

  • ЗАДАЧА. А какую задачу решает то, что вы рассказываете?
  • ОПТИМАЛЬНОСТЬ. А этот способ оптимальный по сравнению со всеми другими?
  • КЛАССИКА. А кто первый поставил эту задачу и как ее решал?

(Применяйте на лекциях на свой страх и риск!)

Если работать с классиками, то многое упрощается:

  • Их нужно гораздо меньше фильтровать, в книге сразу много полезного
  • Нередко в явном виде формулируются и проблема, и подход к исследованию
  • Знающий классиков не будет вестись на дилетантские пересказы и попсовые мифы, воспитывается планка качества для оценки остальной литературы

По итогу мы сразу оставляем позади себя большинство средних специалистов.

Как работать с классическими книгами

Итак, если тема полезной курсовой выбрана, то дело за малым — найти и проработать классиков. Для этого в своей практике мы используем брошюру «Ничего лишнего. Как написать сильный реферат» (она доступна бесплатно). 

Для поиска можно воспользоваться моим видео «Как студенту находить полезные книги»

Однако бывают и более сложные случаи. Не всегда классики так же очевидны, как в педагогике или искусстве. Скажем, для маркетолога классикой окажется У. Липпман и увесистый том по теории допроса. А если вам интересна видеореклама, то классикой окажутся победители фестиваля «Каннские Львы». В таких ситуациях уже не обойтись без подготовки. 

Тем, кто готов прокачивать интеллектуальные навыки исследователя и кому нужна индивидуальная помощь на всём пути составления списка источников — прочитайте детали о курсе «Как искать умные книги». Сила алгоритма – в неочевидных результатах поиска! 

Автор статьи: Дмитрий Матвеев. 
Литературный редактор: Марат Каюмов. 
В оформлении страницы используются изображения с Freepik. 

Следующая статья
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Нереальное само по себе не смешно. Оно смешно только в столкновении с реальным, только как передразнивание, извращение, заострение реального. Происходит нечто совсем необычное – и мы изумляемся, настораживаемся, пугаемся. Происходит что-то вполне обычное, но происходит не так - и мы смеемся. В этом смысле весьма интересны специфические возможности киноискусства – добиваться комических эффектов изменением темпа и направления движения. Происходит обычное, знакомое нам движение, но в необычном темпе. Мы уже вспоминали опыты Мельеса, который, вертя ручку кино...
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Педагогика и образование
Рефлексируйте как рыцари, или опыт использования самоанализа в вузовской практике
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Бизнес и экономика
Что делать, если не получилось делегировать? Схема передачи работы другому сотруднику
Бизнес и экономика
Решает ли бизнес-проблемы теория ограничений системы Элияху Голдратта?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #73: Для чего мы читаем художественные книги?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #72: Как дети читали книги и обнаружили, что взрослые бывают одинокими
Livrezon-технологии
Фактчекинг в тексте: что и как проверять? Приём «Конкретизация»
Livrezon-технологии
Как обстановка помогает в работе: писательские приёмы Чарльза Диккенса
Иностранные языки и лингвистика
Как связаны слово и его значение: Лев Выготский об особенностях внутренней речи
Livrezon-технологии
Как глубоко можно интерпретировать текст: отрывок из книги Умберто Эко
Бизнес и экономика
«Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства» – реферат: самое главное из книги Тайити Оно
Педагогика и образование
Психодиагностика по рисунку: не так страшен чёрный цвет, как его малюют
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты