Личный смысл и идея произведения: конфликт или направление развития?

0
Фрагмент нашел Анатолий Рыжачков1/20/2023

Так, например, критики — идеологи капитализма — прекрасно понимают идейное содержание советской литературы, но ищут они в ней и находят для себя то, что порочит, по их мнению, наше общество.

Как показало наше исследование, расхождение между личностным смыслом и идеей произведения может происходить и на другой почве, когда идея и сегодняшнее общественное значение произведения соответствуют жизненной позиции читателей, но они или не видят связи между общественным значением произведения и своей личностью, или не осознают свои истинные потребности, вытекающие из их жизненной позиции.

Одна из основных задач, стоящая перед критиками, библиотечными работниками, преподавателями литературы, — это содействие тому, чтобы идея, сегодняшнее общественное значение книги стало личностным смыслом для читателей. Эту задачу можно успешно выполнять, только лишь исходя из личностного смысла, который выносит читатель при самостоятельном чтении книг, и из особенностей читателей, их жизненного опыта. Это основное условие усвоения читателями общественного значения художественной литературы до последнего времени игнорировалось в школе. Учителя обычно не спрашивали школьников, что они сами вынесли из чтения книги, а заставляли их заучивать сообщаемое им историческое значение произведений. Благодаря этому в сознании учащихся существовало два разных понимания одного и того же произведения: одно — свое собственное, часто искаженное и поверхностное, но живое, и другое — чуждое им, но обязательное для отметки. Во многих случаях последнее убивало первое.

Однако даже в тех случаях, когда личностный смысл полно отражает общественное значение произведения, он всегда индивидуален, своеобразен у каждого читателя, так как возникает в результате взаимодействия произведения и личности читателя, а у каждого читателя своя неповторимая индивидуальность, свой жизненный опыт, свои жизненные проблемы, свои пристрастия и т. д. Это индивидуальное своеобразие в усвоении идейного содержания произведений вытекает из природы восприятия художественной литературы, поэтому глубоко правы те преподаватели литературы (Н. И. Кудряшов и др.), которые в последнее время начали вести борьбу со сложившейся в школе традицией требовать от всех учащихся стандартного понимания идеи произведений, не допускать никаких индивидуальных отклонений.

Для процесса понимания идеи существенно также умение обобщать литературные образы. Оно предполагает, с одной стороны, умение отвлекаться от индивидуальных особенностей образов и вычленять из них общее, а с другой стороны, умение привлекать знания и свой жизненный опыт.

Источник: О.И. Никифорова. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – С. 81-82.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Livrezon-технологии
Как развивались представления о чтении с Античности до наших дней
В 1658 году восемнадцатилетний Жан Расин, обучавшийся в аббатстве Пор‑Рояль под бдительным присмотром цистерцианских монахов, случайно наткнулся на раннюю греческую повесть «Феоген и Хариклея». Почерпнутый из этой книги образ трагической любви он вспоминал много лет спустя, когда писал «Андромаху» и «Беренику». Он ушел с книгой в окружавший аббатство лес и с увлечением начал читать, как вдруг появился пономарь, вырвал книгу из рук мальчика и бросил ее в костер. Вскоре после этого Расин ухитрился достать еще один экземпляр, который также был обнаружен и сожжен. Это побудило его купить еще одну ...
Livrezon-технологии
Как развивались представления о чтении с Античности до наших дней
Livrezon-технологии
История наоборот, или фирменный юмор Оскара Уайльда
Livrezon-технологии
Как устроены политические карикатуры и почему они работают
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #73: Для чего мы читаем художественные книги?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #72: Как дети читали книги и обнаружили, что взрослые бывают одинокими
Livrezon-технологии
Фактчекинг в тексте: что и как проверять? Приём «Конкретизация»
Livrezon-технологии
Как обстановка помогает в работе: писательские приёмы Чарльза Диккенса
Livrezon-технологии
Как глубоко можно интерпретировать текст: отрывок из книги Умберто Эко
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Livrezon-технологии
Курсовая работа здорового человека vs «Курсач курильщика»
Livrezon-технологии
Сайт личного архива: ошибки при создании