Линеаризация сети знаний по Фредерику Бруксу

0
Фрагмент нашел: Дмитрий Матвеев10/17/2022

Для проектировщиков один из путей приобретения наибольшего объема знаний, исходя из опыта каждого проекта, состоит в подробном документировании хода развития проекта; в этом документе должны быть отражены не только объекты проектирования, но и способы решения задач проектирования. Кроме того, в подобном документе должны быть описаны критерии проектирования, что становится неоценимой помощью для тех, кто занимается сопровождением готовой системы; это позволяет предотвратить появление многочисленных ошибок, вызванных неосведомленностью. Однако документирование процессов проектирования и критериев проектирования представляет собой намного более сложную задачу, чем кажется на первый взгляд. [...] 

Линеаризация сети знаний

Ванневар Буш (Vannevar Bush ) в описании проекта предложенной им системы Memex указал, что для представления всех взаимосвязей между элементами знаний, как правило, требуется граф общего вида, а не плоский граф. Но такой граф трудно представить и почти невозможно понять. Поэтому представители всех научных областей стремятся линеаризовать используемые ими представления знаний и дополняют это линейное представление одним или несколькими вспомогательными представлениями.

Обычно применяемый при этом процесс линеаризации пространственного графа состоит в следующем.

1. Удаление ребер в графе в целях преобразования этого графа в дерево. Этот процесс приводит к созданию иерархической структуры даже в той совокупности взаимосвязей, в которой таковая до сих пор не существовала, независимо от того, является ли такая структура желательной или нет.

2. Отображение дерева на линейный граф одним из нескольких известных способов, как правило, с применением алгоритма поиска в глубину.

Фредерик Брукс / Википедия

Рассмотрим, например, научную книгу. Темы, затрагиваемые в книге, сплетены в сложный клубок взаимосвязей. Но структура самой книги не может быть иной, чем линейной: страница следует за страницей; строка следует за строкой; слово — за словом. Поэтому автор организовывает совокупность тем в виде дерева и показывает это дерево в оглавлении, где главы состоят из разделов, а разделы из подразделов. Номера страниц показывают, как дерево тем преобразуется в линейную форму.

Но оглавление не является единственным дополнением, позволяющим воссоздать структуру взаимосвязанных тем. В конце книги находится предметный указатель, в котором тематическое содержание книги представлено в виде словаря терминов, которые перечислены в алфавитном порядке. Номера страниц, где можно найти определения любого применяемого в книге термина, по существу выстраиваются в цепочку, пронизывающую всю книгу. В предметном указателе восстанавливаются многие связи, которые были исключены при преобразовании совокупности тем, представляющих содержимое книги, в дерево оглавления.  

Осуществление подобного процесса применительно к достаточно большой совокупности книг приводит к организации библиотеки. В системе нумерации библиотеки Конгресса США (называемой также десятичной системой Дьюи ) весь огромный объем хранимых книг рассматривается как взаимосвязанный и отображается в дерево. Это дерево по принципу обхода с поиском в глубину отображается в линейный граф, который, в свою очередь, показывает, как книги должны быть расставлены по полкам библиотеки. И это отображение дополняется предметными указателями, в каждом из которых восстанавливаются оборванные связи, а темы, затронутые в книгах, выстраиваются в цепочки, такие как указатель авторов, указатель названий, тематический указатель.

Особый интерес представляет тематический указатель, поскольку сама расстановка книг на полках уже учитывает распределение книг по основным темам. В тематическом указателе также учтено, что любая научная работа затрагивает не только свою основную тему, но и целый ряд дополнительных тем.

А в такой энциклопедии, как Википедия, отображение пространственной структуры совокупности знаний достигается благодаря применению развитого набора перекрестных ссылок, позволяющих мгновенно переходить к другим источникам по интересующей теме. Эта возможность становится существенным дополнением к нашему интеллектуальному инструментарию.  

Аналогичную многомерную структуру имеет любое пространство проектирования, поэтому в ходе разработки проекта приходится решать сложную задачу представления знаний, касающихся данного проекта. Итак, нелегко представить эффективно даже неизменные по сути сведения о проектируемом объекте, а что касается динамически развивающихся процессов проектирования, то задача их представления изначально является еще более сложной.

Источник: Ф. Брукс. Проектирование процесса проектирования, записки компьютерного эксперта. – М.: Издательский дом «‎Вильямс», 2013. – С.230-232.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Livrezon-технологии
Секреты мастерства выдающихся писателей: Оноре де Бальзак
Но когда, усевшись за стол в своей монашеской рясе, среди ночной тишины, он [Бальзак] оказывался перед белым листом бумаги, на который падал свет от семисвечника, направляемый зеленым абажуром, и брал в руки перо, он забывал обо всем на свете, и тут начиналась борьба, более страшная, чем борьба Иакова с ангелом, борьба между идеей и формой ее выражения. Из этих еженощных сражений он к утру выходил измученным, но победившим, и, хотя очаг угасал и воздух в комнате становился прохладным, голова его дымилась, а от тела поднимался едва заметный глазу пар, как от лошадиного крупа в зимнюю пору. Иног...
Livrezon-технологии
Секреты мастерства выдающихся писателей: Оноре де Бальзак
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #70: «Красота» в издательстве «LIVREZON»
Livrezon-технологии
Чем know that отличается от know how – фрагмент из книги «Как написать умную книгу?»
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #69: Подводим итоги двухлетнего проекта «ТУР Гениев»
Livrezon-технологии
Картотека тем Максима Горького
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #68: Творческая прогулка с фотографом
Livrezon-технологии
Николай Рубакин о назначении библиотек
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #67: «Назовите три секрета»
Livrezon-технологии
Quirky приемы письма от Фридриха Шиллера
Livrezon-технологии
Как с помощью книг поднять уровень знаний?
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #66: ТУР Гениев в школе картинга
Livrezon-технологии
Известные писатели против прокрастинации
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #65: ТУР Гениев в гостях у звукорежиссера
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #64: ТУР Гениев в благотворительной организации «Ночлежка»
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #63: ТУР Гениев в гостях у риелтора
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #62: ТУР Гениев в гостях у компании «Нониус Инжиниринг»