Методы построения рисованных шрифтов

0
Романов Александр Олегович6/22/2020

Существуют различные методы геометрического построения шрифтов. Наиболее широко в практике художников распространен метод Построения по модульной сетке. Простейшим примером его является так называемое построение по клеткам. Прямоугольник с отношением сторон 3:5 делится на 3 клетки по ширине и на 5 — по высоте. Построенные в таком прямоугольнике буквы имеют внутрибуквенный просвет, равный толщине основного штриха. Обычно округлые элементы букв в этом примере выпрямлены. Шрифт типа рубленого, прямоугольного вида, узкий, жирный, с простым ритмическим строем.

При построении по модульной сетке за модуль принимается толщина основного штриха. Стороны прямоугольника с выбранным пропорциональным отношением всегда кратны модулю. Прямоугольник, разбитый на модульную сетку, служит основой построения разнообразных шрифтов. * На рис. 61—67 показывается, как находить по модулю и модульной сетке пропорции букв, места соединения штрихов, центры дуг и окружностей, а также указывается (цифрами) отношение ширины букв к модулю (толщине основного штриха).

К методу построения по модульной сетке относится и метод вписывания букв в квадрат. Особенностью его является то, что пропорции букв определяются не пропорциями квадрата, а лишь относительно него. Квадрат может и не расчерчиваться на сетку, а лишь иметь в качестве дополнительных построений оси, диагонали и окружности, достаточные для выполнения по ним всех элементов букв (рис. 61—62).

ПОЛИГРАММЫ — это конструктивные схемы гарнитуры шрифта, по основным буквам которой находятся пропорции и строятся все элементы остальных букв гарнитуры:

  • по прописной букве Н строятся буквы И, П, Ц, варианты Д, Л, М, У, частично строятся буквы Б, В, Е, К, Р, Ю, Я;
  • по прописной букве О строятся буквы С, Э, Ю, вариант Ф, частично 3;
  • по прописной букве А строятся варианты букв Д, Л, М, частично X, У.

Примечание. По букве Е строятся Г, Т, по букве В—3, Ы, Ъ, элементы Ф, Я, по букве К—Ж;

  • буквы Д, К, М, X, У часто имеют индивидуальный рисунок и влияют на некоторые элементы других букв (Д-Ц, Д-Л, К-Ж-Я);
  • по строчной букве н строятся буквы а, в, г, д, и, к, л, п, т, ч, ц, ь, я;
  • по строчной букве о строятся буквы б, е, з, р, с, ф, э, ю.

На рис. 68 показано деление гарнитуры шрифта по принципу одинарных и сдвоенных графических схем. Первая группа сдвоенных шрифтов строится путем поворота буквы вправо и влево от воображаемой оси. Вторая группа строится путем соединения двух различных букв.
Примечание. Буквы Ш, Щ, Ю, иногда Ж могут быть уже за счет сокращения соединительного штриха, а не механически сдвоенными; буквы М, Ф могут иметь индивидуальный рисунок, как одинарные.

При выполнении шрифтовых работ необходимо учитывать эти конструктивные связи.

Последовательность построения надписи по основным элементам, которая включает в себя:

  1. Деление верхней и нижней линии строки на ширину букв, входящих в надпись, и скорректированную величину межбуквенных пробелов;
  2. Деление строки по высоте на толщину горизонтальных дополнительных штрихов, в том числе и по средней линии;
  3. Деление самих букв по ширине на толщину основных и дополнительных штрихов и на величину внутрибуквенного просвета;
  4. Нахождение центров дуг и округлений, мест соединений штрихов, засечек и концевых элементов;
  5. Уточнение контура рисунка букв;
  6. Заливка краской.

Ни один из вышеперечисленных методов не может в полной мере гарантировать высокое качество шрифтовой работы, если исполнитель не понимает всех графических особенностей шрифта, принципов его семействообразования (гарнитурности), графической динамики (ритма) самих букв и надписи в целом и других закономерностей рисования шрифта.

Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. — М.: Плакат, 1977. – С. 42-97.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Виды наказаний в игре и рекомендации по их балансу
Идея игры, которая наказывает игрока, может показаться немного странной: разве фан – это не главное в игре? Парадоксально, но правильно использованное наказание может увеличить удовольствие от игры. Вот несколько причин, по которым игра может наказывать игроков. • Наказание создает эндогенная (внутренняя) значимость. Ресурсы ценятся выше, если есть вероятность, что их могут отобрать. • Риск захватывает. Особенно если возможная награда и риски сбалансированы! Но рисковать можно только тогда, когда присутствует наказан...
Искусство и дизайн
Виды наказаний в игре и рекомендации по их балансу
Теория Творчества
Конфликт, сюжет и композиция в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Теория Творчества
МОДУЛОР Ле Корбюзье: система стандартов, принципы, значение
Искусство и дизайн
Что такое игра? 3 СТРАТЕГИИ ОТВЕТА
Искусство и дизайн
32 приема для киномонтажа
Теория Творчества
3 цели в искусстве по Г. Гегелю
Искусство и дизайн
Антропометрические факторы и их учет в художественном конструировании
Искусство и дизайн
Почему нарушать правила игры — это нормально?
Искусство и дизайн
Хэппенинг — направление в искусстве XX века
Искусство и дизайн
Графический стиль: эволюция от XIX века до наших дней
Искусство и дизайн
Как заставить аудиторию симпатизировать антигерою?
Искусство и дизайн
Каноны красоты человеческого лица
Искусство и дизайн
Как снять фильм? Секреты съемки немого кино
Искусство и дизайн
3 группы ошибок конструирования
Искусство и дизайн
101 полезная идея для архитекторов. Обзор книги М. Фредерика
Искусство и дизайн
3 категории трейлеров к фильмам: смотри, слушай, ощущай