Как люди попадают в секты? Методы вербовки в «церковь бога»

0
Миськевич Александр Владимирович9/24/2019

При жизни Армстронга его «Церковь» была построена на военной дисциплине и строжайшем повиновении. Неуважение к пастору, заявлял он, считается неуважением к Самому Богу, а любые сомнения в правоте пастора происходят от диавола. Если у вас есть сомнения, то вы осуждены навеки, поэтому главное — научиться избегать каких-либо сомнений. К людям, которые задают слишком много вопросов, в ЦБ применяется та же тактика, что и у «Свидетелей Иеговы»: они полностью исключаются из общения и считаются мертвыми, потому что не существуют более для членов подлинной церкви. Похоже на иеговистов и то, что ЦБ считает себя не только единственной подлинно христианской церковью во всем мире, но и единственным легитимным правительством во главе с Армстронгом (а затем — с его преемником). Все остальные правительства мира нелегитимны, поэтому внутри ЦБ действуют свои законы.

Отличается ЦБ от иеговистов тем, что те всегда на виду, а ЦБ как религиозную организацию обнаружить довольно сложно. Для внешних они действуют не как религиозная организация, а как политический клан. Люди знают о ЦБ из радио и из журнала, в котором говорится об общечеловеческих проблемах, таких, как преступность, загрязнение среды, феминизм, аборты, эволюция и т. д., с крайне правых консервативных позиций. Если человек заинтересуется и напишет в журнал, ему высылают очень подробные анкеты, заполняя которые, он сообщает о себе все, что только можно. Он возвращает анкеты, и только после их изучения его приглашают на пробную встречу. После этого его начинают втягивать в секту, и только тогда он узнает, чем она отличается от других.

Все это похоже на систему подлога, о которой рассказывал сам Армстронг. Будучи рекламным агентом, он искал объявления в газетах с предложением аренды комнат. В задачу рекламного агента входило продать как можно больше рекламных полос в газете. Поэтому он шел по указанному адресу и говорил, что хочет снять комнату. Его впускали в дом, и уже внутри, разговорившись и расположив хозяйку, он сообщал, что прочел объявление, но оно очень плохо написано, и что как рекламный агент он мог бы предложить другой текст, в котором комната расписывалась бы гораздо лучшей, чем она была на самом деле. Однако это объявление в четыре раза длиннее, а значит, во столько же раз дороже. Тем не менее, поскольку женщина его уже впустила и уже была очарована им, она покупала объявление, платила в четыре раза больше, но зато, в конце концов, все-таки сдавала комнату. «Обман, на который я шел, — пишет Армстронг, — оказывался для этой женщины в конечном счете выгодным» Ч

Тот же принцип применяется и при вербовке в ЦБ: человека завлекают в секту не религиозными темами, а общеполитическими, как в клуб по интересам. Очень важно для вербовки то, что все материалы для «внешних» распространяются бесплатно. Если иеговисты только первые журналы вручают бесплатно, а потом стараются продать, то ЦБ рассылает и раздает свои публикации нечленам, не прося ничего взамен. Зато, как сообщают бывшие члены секты, вступив в церковь, вы обкладываетесь такой данью, что хоть караул кричи.

Все члены секты обязаны платить десятину, и это не просто 10 %. Существует «первая десятина» от доходов после налога, то есть от вашего чистого дохода вы отсчитываете 10 % и отдаете секте. Потом «вторая десятина» — на «фонд развития духовного и семейного благосостояния». Затем «третья десятина», которая, правда, платится не каждый год, а два раза в каждые семь лет. Она обозначена как «десятина на благотворительность», но на самом деле идет на поддержание высокого уровня жизни верхушки секты. Кроме трех десятин, есть пожертвования, которые нужно делать в каждый из семи отмечаемых сектой праздников, а также пожертвования в строительный фонд, еженедельные добровольные пожертвования — «фонд неотложных расходов». Таким образом, реально человек выкладывает как минимум 30 % своего дохода, а то и больше.

Что касается стиля жизни членов секты, то им запрещается обращаться к врачу (лечиться можно только молитвой), им строго запрещен развод; очень строги инструкции о половой жизни, где регламентируется буквально все. Никакие христианские праздники не отмечаются, запрещено служение в армии, как и любые государственные обязанности. Есть обязанности только по отношению к самой ЦБ. Все это также очень похоже на иеговистов.

Как у Рассела был приближенный юрист, «судья» Рутерфорд, так и у Армстронга вскоре появился помощник-юрист, ставший его близким другом, — американец еврейского происхождения Стенли Рейдер. В1975 г. Армстронг крестил его в ванне гонконгского отеля «Мандарин» и после этого называл не иначе как «сын мой, в котором мое благоволение». Рейдер подал Армстронгу идею, что нужно завоевывать позиции среди сильных мира сего. Поразмыслив, тот основал международный культурный фонд «Амбассадор», в который пригласил видных политических и культурных деятелей, чтобы заручиться поддержкой в их кругах (это напоминает деятельность Муна, который тоже любит заручаться поддержкой известных людей). В журнале «Чистая правда» постоянно публиковались фотографии Армстронга на фоне каких-нибудь известных деятелей. Он фотографировался со всеми, чье  правление признавал или не признавал, — неважно, лишь бы появиться на их фоне. Особенно его тянуло на Ближний Восток. В журнале были фотографии, на которых Армстронг запечатлен то с Голдой Меир, то с королем Иордании Хусейном, то с Анваром Садатом, то с Менахемом Бегином.

Пользовался Армстронг и другими рекламным приемами сомнительного свойства. Например, писал, что ЦБ проводит всемирный благотворительный вечер, присутствовать на котором дала согласие английская королева. Естественно, в газетах появлялось опровержение Букингемского дворца, но так как члены ЦБ никакой прессы, кроме журнала «Чистая правда», не читают, у них оставалось полное впечатление, что их лидер на дружеской ноге с самой английской королевой.

А. Дворкин Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2014. — С. 427-429.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Co стороны отдельного лица, осмелившегося не согласиться в чем-либо с толпой, она не выносит ни противоречия, ни сопротивления: под страхом наказания она принуждает его кричать вместе с собой: «ѵiѵе» и «а la bas», заставляет идти туда, куда сама идет, делать то, что сама делает. Но в виду вооруженной силы она робеет и при первом же выстреле разбегается, так как каждый из составляющих ее членов тотчас же теряет горделивое сознание хотя бы временного могущества и эфемерного величия, которые за минуту перед тем его опьяняли. Подобными резкими преемственными взрывами столь противоположных чувствов...
Гуманитарные науки
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Теория Творчества
Как стимулировать развитие науки? Письмо нобелевского лауреата Петра Капицы – Иосифу Сталину
Психология и психофизиология
Шизоидный тип личности: диагностические признаки и рекомендации по взаимодействию от КГБ
Гуманитарные науки
Как анонимность пробуждает в нас самое злое и причем тут когнитивный диссонанс
Биографии
Сексистские комментарии в отношении женщин-учёных как норма в науке XX века
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Биографии
Корни жестокости Ивана Грозного
Гуманитарные науки
Главный признак тоталитарной секты, или как не попасть под влияние «гуру»
Гуманитарные науки
Эвтаназия как средство экономии бюджетных денег в фашистской Германии
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, как внешний враг сплачивает общество
Психология и психофизиология
Самоосуществляющееся пророчество, или как на нас влияют стереотипы
Деградация и лженаука
Как формировались политические принципы правозащитницы Анджелы Дэвис
Деградация и лженаука
Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, каков предел твоих амбиций
Гуманитарные науки
Лев Семенович Клейн о том, как археологи обходили советскую цензуру